«Мы вступили в опасный период» Почему в России и НАТО заговорили о прямом столкновении и как может начаться глобальная война?

Политолог Стефанович: вероятность войны России и НАТО растет из-за Украины

«Мы вступили в опасный период» Почему в России и НАТО заговорили о прямом столкновении и как может начаться глобальная война?

Фото: Sean Gallup / Getty Images

В середине декабря сразу несколько высокопоставленных российских чиновников заявили о возможном прямом противостоянии России и НАТО в обозримом будущем. Несмотря на разговоры о мирном урегулировании конфликта на Украине заместитель министра иностранных дел РФ Александр Грушко указал на подготовку НАТО к войне с Россией, а министр обороны Андрей Белоусов заявил о готовности войск к такому сценарию. Политики, впрочем, и ранее указывали не только на вероятность глобальной войны, но и на фактическое противостояние России с НАТО из-за все более активного вмешательства альянса в конфликт на Украине. При этом в западных странах происходящее также называют войной с Россией и даже публикуют «секретные планы» по противодействию будущему нападению. В том, насколько вероятен сценарий прямого столкновения России и НАТО и из-за чего может произойти резкая эскалация конфликта, — разбиралась «Лента.ру».

«Вы сбрендили совсем?»

В последнее время о вероятности прямого конфликта с НАТО в России начали говорить не только военкоры и политические обозреватели, но и представители власти. Совсем недавно не исключил такой возможности даже заместитель министра иностранных дел Александр Грушко.

Если суммировать — НАТО готовится к вооруженному конфликту с Россией

Александр Грушкозаместитель министра иностранных дел России

По его словам, общий курс НАТО стал представлять опасность «и для России, и для общей архитектуры глобальной и региональной безопасности». При этом именно Россия объявлена главной угрозой безопасности для западного мира, хотя сами члены НАТО предпринимали различные действия, которые представляют риски уже для России.

«Мы вступили в опасный период» Почему в России и НАТО заговорили о прямом столкновении и как может начаться глобальная война?

Флаг НАТО на церемонии прибытия войск США на военную базу Адажи, Латвия, 25 февраля 2022 года

Фото: Ints Kalnins / Reuters

Вместе с тем, как подчеркнул дипломат, власти учитывают происходящее и тоже готовы к эскалации напряженности. Россия даже посылала странам НАТО определенные сигналы о последствиях противостояния, которые, по его мнению, считывались на той стороне.

Агрессивное поведение НАТО и связанные с ним прямые риски безопасности России учитываются в нашем военном строительстве и в процессе планирования в области обороны

Александр Грушкозаместитель министра иностранных дел России

Между тем Александр Грушко не единственный из представителей власти, кто рассуждает о возможности глобальной войны. В недавнем выступлении министр обороны Андрей Белоусов указывал, что вооруженные силы готовы к противодействию различным угрозам, а среди них возможным остается «военный конфликт с НАТО в Европе в ближайшее десятилетие».

Кроме того, опасения подтвердил, например, и первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по международным делам Алексей Чепа. По его мнению, в НАТО всегда готовились к противостоянию с Россией, а ход конфликта на Украине делает его более вероятным.

НАТО всегда готовилась, это ее стратегия. Это сейчас очевидно — после того, как их позиция по Украине оказалась проигрышной, прогнозы их не сбылись

Алексей Чепапервый заместитель председателя комитета Государственной Думы по международным делам

Действительно, не только журналистами, но и политиками неоднократно озвучивалась идея, что конфликт на Украине превращается в полноценное противостояние России и НАТО, причем именно альянс президент Владимир Путин называл ответственным за эскалацию напряженности, исключая при этом возможность атаки России на страны НАТО.

Вот напридумывали, что Россия хочет напасть на НАТО. Вы сбрендили совсем, что ли?

Владимир Путинпрезидент России

«Мы вступили в опасный период» Почему в России и НАТО заговорили о прямом столкновении и как может начаться глобальная война?

Артиллерист добровольческой разведывательно-штурмовой бригады имени Святого князя Александра Невского добровольческого корпуса Вооруженных сил РФ на Волчанском направлении, Харьковская область, Украина

Фото: Константин Михальчевский / РИА Новости

Вместе с тем Владимир Путин обозначал конкретные красные линии, после перехода которых НАТО будет считаться стороной конфликта на Украине. Речь шла, в частности, о разрешении ими ударов вглубь территории России, ведь, по его словам, это возможно только при использовании данных с западных спутников.

Если Запад разрешит Киеву наносить удары своим оружием, то это будет говорить о непосредственном и прямом участии НАТО, США, европейских стран в боевых действиях

Владимир Путинпрезидент России

Теперь, после того как это разрешение Вооруженным силам Украины (ВСУ) было дано, в России по сути признали превращение специальной военной операции в конфликт с НАТО. «Сейчас это продолжается как война между Россией и НАТО», — отмечал в середине ноября пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. А в декабре Владимир Путин заявил, что с Россией «практически воюют все страны НАТО».

Однако каких-то конкретных официальных заявлений о начале реального противостояния с НАТО с российской стороны все же не делается. Наоборот, в России продолжают надеяться, что и после разрешения Украине использовать ракеты ATACMS по территории страны войны удастся избежать.

Прямой войны с НАТО, скорее всего, не будет, но противостояние будет более ожесточенным, и разговаривать будет все труднее и труднее

Андрей Картаполовпредседатель комитета Государственной Думы по обороне

«Мы должны нанести первый удар»

Но о возможности и даже реальности войны России и НАТО рассуждают и в западных странах.

Если ранее в заявлениях представителей стран — членов НАТО упоминалось о «гибридной вредоносной деятельности», то теперь даже генеральный секретарь организации Марк Рютте назвал происходящее войной и «открытым противостоянием»

«Россия ведет уже не скрытое, а открытое противостояние с Североатлантическим альянсом», — указывал он, по данным Bild, на встрече с экспертами по безопасности в Брюсселе в середине декабря. Правда, конкретные примеры агрессивных действий России, которые привел Марк Рютте, все равно ограничиваются кибератаками, вмешательством в выборы и дестабилизацией ситуации на границах стран альянса.

«Мы вступили в опасный период» Почему в России и НАТО заговорили о прямом столкновении и как может начаться глобальная война?

Ракетные установки Himars на 1-й военной базе транспортной авиации в Варшаве, Польша, 15 мая 2023 года

Фото: Attila Husejnow / Keystone Press Agency / Globallookpress.com

Гораздо чаще о прямом противостоянии заявляли представители военного руководства НАТО. При этом они не отрицали возможности нанесения «превентивного удара», в том числе высокоточных бомбардировок. «Мы должны нанести первый удар», — прямо указывал, например, председатель Военного комитета НАТО адмирал Роб Бауэр.

Грамотнее не ждать, а поражать пусковые установки в России в том случае, если Россия на нас нападет

Роб Бауэрпредседатель Военного комитета НАТО

Заочно с ним выразил согласие и польский генерал Томаш Пиотровский. Он допустил, что началом конфликта может стать нарушение Россией или Белоруссией границы с Польшей ракетами или воздушными шарами или даже кибератака, последствия которой «будут катастрофическими».

Подобные размышления, вероятно, исходят из анализа возможностей России по ведению боевых действий против НАТО, которые, опять же, постоянно оцениваются западными военными. Так, широко известным стал секретный документ министерства обороны Германии, который частично опубликовала Bild в январе этого года.

Согласно этому плану, прямая война России и НАТО может начаться уже летом 2025 года

«Мы вступили в опасный период» Почему в России и НАТО заговорили о прямом столкновении и как может начаться глобальная война?

Генеральный секретарь НАТО Марк Рютте во время визита на тренировочный полигон Ново-Село, Болгария, 19 декабря 2024 года

Фото: Spasiyana Sergieva / Reuters

Столкновение, по прогнозам, может произойти после резкой эскалации конфликта на Украине и мощного наступления Вооруженных сил России. Однако наиболее вероятным местом боев подразделений России и НАТО в Bild назвали Сувалкский коридор между Белоруссией и Калининградской областью. В противостоянии могут принять участие сотни тысяч солдат НАТО.

Кроме того, западные СМИ в течение текущего года публиковали и другие военные планы министерства обороны Германии. Их объединяет в первую очередь представление о России как о потенциальном враге НАТО и возможность нанесения первого удара с российской стороны. Эти документы включали детально разработанные меры по противодействию вторжению, включая, в частности, оперативную переброску 800 тысяч военнослужащих стран НАТО на восточный фланг альянса.

Впрочем, в самом ведомстве подобные публикации называли обсуждением лишь одного из сценариев, к которому, однако, немецкие военные все равно готовятся

Повод для объявления войны

О том, что может реально привести к столкновению НАТО и России, уже давно начали рассуждать и российские, и западные обозреватели. И речь идет не только о дальнобойных ударах ВСУ западным оружием по российской территории, но и о других спорных действиях стран НАТО.

Безусловно, гораздо больше противоречий вызывали разговоры о вводе натовских военных на территорию Украины, что запустил президент Франции Эммануэль Макрон еще в начале года

Появление западных военных на фронте связывали с проблемами Украины и считали единственной возможностью предотвратить дальнейшие успехи российских подразделений. И действительно, к этому вопросу представители стран — членов НАТО возвращались в условиях тактических кризисов Вооруженных сил Украины.

«Мы вступили в опасный период» Почему в России и НАТО заговорили о прямом столкновении и как может начаться глобальная война?

Британская военная машина «Шакал» на учениях НАТО TUMAK-22 в районе Сувалкского коридора, полигон Клусы, Польша, 25 ноября 2022 года

Фото: Kacper Pempel / Reuters

В России, конечно, подобные планы сразу назвали трагическими, ведущими к новому витку эскалации конфликта, а солдат НАТО — целью для поражения.

Мы помним судьбу тех, кто направлял когда-то свои контингенты на территорию нашей страны. Теперь последствия для возможных интервентов будут гораздо более трагичными

Владимир Путинпрезидент России

Теперь, однако, ввод натовских солдат на Украину начали рассматривать и в рамках мирного урегулирования. Так, европейские политики обсуждали отправку 100-тысячного контингента, но не под флагом НАТО и в качестве миротворцев. С этим же предложением выступал президент Украины Владимир Зеленский во время недавней встречи с Эммануэлем Макроном в Париже.

Но гипотетическое появление подобного контингента на территории Украины даже после прекращения огня может привести к различным инцидентам, которые способны вылиться в гораздо более масштабное противостояние, чем текущий конфликт

Вместе с тем эскалация напряженности между Россией и странами НАТО может произойти и не на территории Украины. Так, например, недавно в Дании заявили об ожидании провокаций со стороны России на Балтийском море.

По данным Службы военной разведки Дании, российский флот может начать сопровождение танкеров теневого флота, которые перевозят нефть из России, что «повысит уровень напряженности» в Европе

«Мы вступили в опасный период» Почему в России и НАТО заговорили о прямом столкновении и как может начаться глобальная война?

Моряк ВМС Норвегии на борту корвета Skjold во время учений по противовоздушной обороне Baltops 22 в Балтийском море, 6 июня 2022 года

Фото: Stoyan Nenov / Reuters

В этих условиях датская сторона намерена ужесточить проверки проходящих через проливы российских судов — в частности, запрашивать у них страховую информацию. Однако в соответствии с международными законами о свободе судоходства подобное требование корабли могут отклонять. В нынешних условиях это может вести к различным инцидентам.

Все это создает риск недоразумений и мелких столкновений как в Балтийском море, так и в Арктике

Служба военной разведки Дании

Именно это, согласно опубликованным отчетам разведки, может стать основанием для более жестких действий России, вплоть до использования военного флота. А с учетом того, что и другие страны Балтийского моря могут присоединиться к инициативе Дании, последствия могут быть еще более значительными.

Блокировка портов или берегов государства вооруженными силами другой страны, в свою очередь, подпадает под определение агрессии, утвержденное ООН, и таким образом считается поводом для объявления войны

Не исключил возможность вооруженного конфликта с НАТО в беседе с «Лентой.ру» и научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) и клуба «Валдай» Дмитрий Стефанович. По его словам, вероятность такого сценария действительно связана с поддержкой странами НАТО Украины.

Кроме того, нельзя исключать непреднамеренного столкновения кораблей или самолетов в ходе учений, например, в Арктике

«Мы вступили в опасный период» Почему в России и НАТО заговорили о прямом столкновении и как может начаться глобальная война?

Французские военнослужащие 7-го батальона альпийских охотников на учениях в рамках развертывания расширенного передового присутствия НАТО (eFP) для укрепления региональной безопасности на военной базе в Тапа, Эстония, 19 марта 2022 года

Фото: Benoit Tessier / Reuters

При этом, по мнению эксперта, привести к подобному конфликту могут самые разные события. Противостояние может начаться, в частности, из-за попыток ограничения российского судоходства на Балтийском море, сбитых над Черным морем западных разведывательных самолетов или спутников, задействованных на территории Украины.

Вероятность прямого вооруженного столкновения России и НАТО сохраняется и даже продолжает расти в связи со все большим вовлечением стран НАТО в поддержку Украины

Дмитрий Стефановичнаучный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН

При этом сейчас эскалация напряженности может иметь необратимый характер из-за отсутствия механизмов разрешения конфликта, острого политического противостояния сторон и разворачивающейся гонки вооружений, добавил Дмитрий Стефанович.

Мы вступили в максимально опасный период. Практически полностью отсутствуют механизмы деконфликтинга и ограничения на вооружения параллельно с острым политическим противостоянием и наращиванием военных потенциалов

Дмитрий Стефановичнаучный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН
Источник