Длившееся почти четверть века правление президента Сирии Башара Асада оборвалось в одночасье, когда 8 декабря боевики вооруженной сирийской оппозиции вошли в столицу страны Дамаск. «Лента.ру» поговорила с сирийцами, живущими в стране и за ее пределами, о том, чем для них запомнилась эпоха младшего Асада и на что они надеются при новой власти. Найти собеседников оказалось непросто: большинство сирийцев отказывались от беседы и даже удаляли аккаунты в соцсетях из страха за себя и своих близких. Почти из сотни опрошенных только единицы согласились рассказать о жизни в Сирии при Башаре Асаде и отношении к России, все они — этнические арабы, мусульмане-сунниты, составляющие большинство населения страны. Их рассказы — в материале «Ленты.ру».
«Ситуация тяжелая»
Фатима, 27 лет, технолог пищевого производства
Режим Асада был очень несправедливым и коррумпированным. Мы рады, что стали наконец свободны после всех пережитых неприятностей. Будущее сирийской молодежи было неопределенным, рабочих мест не было, зарплаты не хватало на жизнь, и именно это побудило меня уехать из Сирии.
Мой отец был армейским офицером, и теперь он, как и все сирийские военнослужащие, сидит дома и ждет постановлений нового правительства.
Думаю, теперь у нас появится свобода слова. Молодежь вернется, чтобы строить сильную и цивилизованную Сирию, снова появятся туристы, ведь у нас много исторических и археологических памятников, «акт Цезаря» канет в Лету, а иностранные компании вернутся.
Мой дядя сидел в тюрьме, его пытали, сломали ему руку, а его друг-сослуживец потерял память от частых побоев
К сожалению, пока страна пребывает в полном хаосе из-за фактического отсутствия армии и полиции, тем более что Израиль продолжает наносить удары по Сирии. Так что ситуация тяжелая. Сейчас магазины потихоньку возобновляют работу, и сотрудники скоро вернутся на рабочие места. Не скрою, есть некоторый страх и беспокойство, но мы надеемся, что ситуация улучшится.
«Кошмары, которые человеческий разум не может представить»
Али, 26 лет, инженер-строитель
Я родом из города Хама в центральной Сирии. Отец Башара Асада Хафез устроил резню в Хаме в 1982 году. Подавляя антиправительственное восстание, он убил более 40 тысяч человек, разрушил город, его люди насиловали девушек, уничтожили единственную церковь и более 50 мечетей. Мои родственники по сей день живут там, и в каждой семье в Хаме есть убитый или пропавший без вести в этой ужасной резне. Сегодня все празднуют на главной площади города падение этого тирана после более чем 50 лет диктатуры Асадов.
Свержение режима Башара Асада — это самая большая победа, которую сирийцы пережили с момента обретения независимости от французской оккупации в 1948 году. Сейчас мы называем 8 декабря днем второго освобождения Сирии из рук банды захватчиков. Именно захватчиков, потому что это совсем не похоже на политический режим. Весь мир видел сирийские тюрьмы, которые по факту являлись лагерями смерти, начиная со знаменитой тюрьмы Седная.
Кто содержался в тюрьме Седная
Тюрьма Седная находится в окрестностях Дамаска, сирийские власти содержали там военнопленных и политических заключенных. О пытках в ее стенах стало известно в 2014 году, когда беглый тюремный фотограф под псевдонимом Цезарь опубликовал свои снимки. Они были сделаны в период 2011-2013 годов для выдачи свидетельств о смерти и подтверждения того, что приказ о казни был выполнен.
На большинстве фотографий были изображены изможденные люди со следами побоев и ожогов. Запросившие убежища бывшие заключенные свидетельствовали, что в тюрьме заставляли выбирать между казнью и убийством кого-то из близких. Правозащитники также задокументировали принуждение узников к каннибализму.
Международная правозащитная организация Amnesty International в своем расследовании 2017 года назвала тюрьму человеческой бойней и привела доказательства казни без суда и следствия более 13 тысяч сирийцев.
По данным Сирийского центра мониторинга за соблюдением прав человека, в период с 2014 по 2021 год в тюрьме Седная от пыток погибли более 60 тысяч человек.
То, что происходило в них не только во время правления Башара, но и во время правления его отца Хафеза, — кошмары, которые человеческий разум не может себе представить. Там практиковались различные методы пыток: от медленного отрезания гениталий путем подвешивания на них груза на тонкой проволоке до изнасилований различными предметами. Тут даже не приходится говорить об изнасилованиях женщин-заключенных в тюрьмах на глазах у их же семей и мужей. Многие женщины забеременели и родили в тюрьмах детей и даже не знают, от кого именно.
Известно, что тюремщики по очереди до смерти насиловали девушек, выкалывали глаза, отрезали уши и языки, сжигали заживо. Я не знаю, откуда берется вся эта жестокость
Преступники покинули страну и бежали, разрушив ее экономику, армию и социальную сферу, но сирийцы будут усердно работать и все исправят. Я не сомневаюсь, что Сирия станет лучше. Остается только благодарить Бога, что годы убийств и мучений, вынужденного беженства более 10 миллионов сирийцев из-за самой настоящей гуманитарной катастрофы теперь позади. На мой взгляд, сейчас Сирия похожа на Германию после Второй мировой войны, и признаки этого уже налицо, поскольку сформировано переходное правительство. Оно не допустит, чтобы на предстоящих выборах победил кто-то из семьи Асадов, фактически превративших Сирийскую Арабскую Республику в королевство, где власть передается по наследству.
Сейчас все возвращается на круги своя, школы и университеты начнут работу со следующего воскресенья, согласно заявлению главы временного правительства Мохаммеда аль-Башира, транспорт тоже работает, рынки и магазины начали открываться и возвращаться к нормальному графику. Полиция и силовые структуры также возобновляют работу, несмотря на нехватку кадров. Банки и государственные учреждения сейчас работают в штатном режиме.
Честно говоря, не скрываю, что я, как и многие сирийцы, был раздражен из-за того, что в 2015 году Россия поддержала Асада, которого действительно могли тогда свергнуть. Но я убежден, что в России не знали правду об этом преступнике, который лгал всему миру о своей борьбе с терроризмом. Да, были террористы, но все отчеты подтверждают, что он сам распорядился выпустить многих боевиков из тюрем, вооружил их, чтобы создать видимость борьбы, угнетая свой народ под предлогом ликвидации террористов. Правда, это не умаляет существование миллионов людей, не являющихся вооруженными террористами, которые хотели лишь свободы, а столкнулись террором. Я думаю, что Россия также была обманута.
«Между русским и сирийским народом существуют тесные родственные связи»
Юсеф, 32 года, спортивный тренер
Мировой общественности стали известны ужасы, имевшие место в тюрьме Седная. Мне жаль признавать, что режим Башара Асада так поступал с сирийским народом. В своей массе заключенные люди просто хотели свободно выражать свое мнение. Свергнутый режим разграбил государство, в то время как сирийцы страдают от нищеты и голода. Я сам испытал все это на себе, когда жил в Сирии. Любое человеческое существо, сохранившее хоть толику достоинства и человечности, не может не радоваться избавлению от этого тирана.
Большая часть населения живет за чертой бедности, им трудно достать еду из-за нищеты, хотя изначально Сирия — богатая ресурсами страна с развитым сельским хозяйством
Все сирийцы, независимо от их взглядов, стремятся вывести страну из мрака, в котором она оказалась. Мы хотим вернуть в Сирии свободу, справедливость и гражданское общество. Мы — народ, пострадавший от всех видов террора со стороны режима Асада и экстремистских группировок вроде «Исламского государства» (ИГ, ИГИЛ; запрещена в России). Мы больше ничего не боимся и надеемся, что сможем построить Сирию, похожую на передовые и развитые страны, занимающие видное место на международной арене. У нас ни в чем нет недостатка, у нас тысячелетняя культура, наши ученые трудятся в самых престижных университетах мира.
В частности, здесь, в России, мы видим уникальную культурную интеграцию между сирийцами и русскими, их активную роль в российском обществе. Эти люди покинули самое страшное место, которое только можно себе представить, и никогда не вернутся в эту дыру. Есть некоторые опасения, что в стране установится религиозная диктатура, но я верю, что сирийский народ обладает достаточным сознанием и стремлением к свободе, чтобы избежать подобного. Все сирийцы, с которыми я разговаривал в Сирии и за ее пределами, сейчас рады, что эпоха репрессий подошла к концу.
Моя семья и товарищи в Сирии рассказывают, что изменения все еще наступают медленно, но это естественно, поскольку нужно время, чтобы все вернулось в нормальное русло. Работа университетов, государственных и частных учреждений, а также аэропортов временно приостановлена, но мы верим, что они возобновят работу в начале 2025 года.
Бывшие сотрудники полиции покинули рабочие места после свержения Асада, но новый режим призывает их вернуться на работу. Новое правительство также объявило о всеобщей амнистии всем военнослужащим и полицейским. В настоящее время вооруженные силы, связанные с министерством обороны нового правительства, патрулируют улицы. Родители говорят мне, что они прекрасно выполняют свою работу, не беспокоя гражданское население.
Россия была и останется верным другом сирийского народа, и это стало особенно очевидным, когда она увидела, что они больше не хотят Башара Асада. Она не стала его защищать и предоставила сирийцам возможность самим решать свою судьбу
Что касается роли России в нашей истории, то всем известно, что Россия не участвовала в гражданской войне, а лишь ввела в Сирию войска. Россия сыграла важную роль в борьбе с ИГИЛ, оказала сирийцам гуманитарную помощь во время землетрясений и других кризисов, предоставила стипендии сирийским студентам. Отношения между сирийцами и русскими нельзя свести просто к политике. Они гораздо глубже. Мы считаем русских нашими ближайшими друзьями прежде всего в человеческом отношении. Политика неспособна саботировать эти отношения.
«Практически не выхожу из дома»
Мухаммад (имя изменено), 29 лет, журналист
Я должен был снова уехать из Сирии, но сейчас с этим сложно. Мы в тяжелой ситуации. Сейчас я ничего не могу сделать, пока я в Дамаске. Я с семьей практически не выхожу из дома. Ситуация сложная. Я совсем не хочу здесь оставаться. Я сказал себе, что снова буду путешествовать, буду много работать, буду нормально жить. На данный момент пытаюсь добраться до Ливана, потом, наверное, поеду в ОАЭ или Турцию. Правда, сейчас ничего не знаю.