Сразу же после рождения Российской Федерации в стране воцарилась идеология либерализма. Один из догматов этой идеологии — необходимость интеграции страны в мировую экономику. В первую очередь, посредством внешней торговли и инвестиций. За три с лишним десятилетия своего существования Российская Федерация глубоко интегрировалась в мировую экономику и стала сильно зависимой от своей внешней торговли.
Приведу некоторые цифры по внешней торговле РФ до 2022 года, когда на Россию обвалилась лавина западных санкций (в связи с СВО на Украине). Т.е. до начала масштабной экономической войны коллективного Запада против России.
Так, экспорт по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП) составлял (%): 2016 г. — 25,8; 2017 г. — 26,1; 2018 г. — 30,8; 2019 г. — 28,6; 2020 г. — 25,8; 2021 г. — 30,9.
По импорту это соотношение равнялось (%): 2016 г. — 20,7; 2017 г. — 20,7; 2018 г. — 20,7; 2019 г. — 20,9; 2020 г. — 20,7; 2021 г. — 21,3.
Примечательно, что на протяжении всех трех десятилетий наблюдалось значительное превышение экспорта над импортом. Только за десятилетие (2012−2021 гг.) суммарное превышение экспорта над импортом, согласно данным Банка России, составило 1558,5 млрд долл. Для сравнения отмечу, что в 2021 году ВВП Российской Федерации, исчисленный по официальному курсу рубля, составил 1776 млрд долл.
Если первые показатели характеризуют степень зависимости российской экономики от внешних рынков, то последний (профицит торгового баланса) дает представление о масштабах ограбления России. Потому что значительная часть профицита торгового баланса конвертируется в международные валютные резервы Российской Федерации и зарубежные активы российского бизнеса в виде прямых, портфельных и прочих инвестиций. Большая часть таких активов оседала в офшорах, которые контролируются англосаксами (Соединенными Штатами и Великобританией).
За 20 лет, предшествовавших началу масштабной экономической войны Запада против России, из получаемых за счет внешней торговли внешних доходов, по оценкам экспертов, только 13% инвестировалось в собственное внутреннее развитие
Некоторые сторонники форсированного и бесконечного наращивания российского экспорта любили ссылаться на пример Китая. Поднебесная действительно уже в начале нынешнего столетия оказалась по масштабам экспорта впереди планеты всей. К тому же у Китая действительно было значительное превышение экспорта над импортом, активное сальдо торгового баланса Поднебесной измерялось сотнями миллиардов долларов. Но для Китая эти времена по разным причинам уже закончились. На XX съезде компартии Китая был провозглашен принцип приоритета внутреннего рынка по отношению к внутреннему.
После 24 февраля 2022 года (дата начала СВО на Украине) валютные резервы РФ на сумму 300 млрд долларов были заморожены, а сейчас началась их утилизация Западом для финансирования помощи Украине. Что касается частных зарубежных активов российского происхождения (около 900 млрд долл., по данным Банка России), то заморожена только сравнительно небольшая их часть. Большинство офшорных фирм российского происхождения находятся в «рабочем состоянии», но контролируются англосаксами, и через эти фирмы они небезуспешно пытаются управлять российской экономикой.
После 24 февраля 2022 года (дата начала СВО на Украине) в России остро встал (и до этого стоявший) вопрос об импортозамещении для ослабления и нейтрализации действия антироссийских санкций. Что предполагает постепенное сокращение российского импорта.
В этом году в февральском послании Федеральному собранию президент РФ Владимир Путин привел данные за 1999 год, когда доля импорта составляла 26% ВВП. «Мы должны сами в гораздо больших объемах производить потребительские и другие товары: лекарства, оборудование, станки, транспортные средства и так далее», — заявил глава государства. В мае 2024 года Путин подписал указ, которым поставил цель снизить долю импорта в ВВП с 19% до 17% к 2030 году.
Но вот по экспорту подобной задачи до сих пор не поставлено. А она должна быть поставлена. Ее можно сформулировать даже более конкретно: поставки на экспорт российских товаров допускаются только в том случае, если все потребности в этих товарах на внутреннем рынке покрыты на 100% (недавно, например, мы рассказывали, как Россия отправляет мясо на экспорт в Саудовскую Аравию, хотя свои потребности в говядине далеко не закрыты — «СП»).
Время от времени по отдельным товарам такие задачи ставились. Были ограничения экспортных поставок по зерну, некоторым продовольственным товарам, нефтепродуктам. Но ограничения на достаточно короткие периоды времени .
Отчасти такой приоритет внутреннего рынка для некоторых отечественных отраслей стал вынужденным, он обозначился благодаря санкциям коллективного Запада. Вот, например, директор департамента развития рыбохозяйственного комплекса Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Дмитрий Клюнеев заявил, что по некоторым видам продукции рыбохозяйственного комплекса возникли проблемы на внешних рынках.
Так, одним из главных рынков сбыта российского краба был американский. США ввели запрет на эту продукцию. Потому отрасль, как отметил чиновник, должна переориентироваться на внутренний рынок. Будем надеяться, что ассортимент рыбной продукции и морепродуктов в отечественных магазинах расширится, а цены снизятся.
Председатель Центрального банка РФ Эльвира Набиуллина, выступая на ПМЭФ-2022 озвучила принцип приоритетности внутреннего рынка «Нужно переосмыслить выгоды от экспорта. Всегда считалось, что экспорт — наша ценность. В нашу страну поступает валютная выручка. Но если на этот экспорт не покупается импорт, и, если нужно накапливать в активах в рискованной форме, нужно переосмыслить и наконец-то думать о том, что значительная часть производства должна работать на внутренний рынок».
Какова ситуация во внешней торговле России после начала СВО и антироссийской санкционной войны? Величина экспорта по отношению к ВВП в 2022 году равнялась 27,6%, а в 2023 году — 23,5%.
По импорту показатели составили соответственно 15,1 и 19,1% ВВП. Активное сальдо торгового баланса равнялось соответственно 12,5% и 4,4% ВВП. Опять значительное превышение экспорта над импортом, а относительный уровень экспорта мало чем отличался от показателей предыдущих лет.
21 сентября 2023 года Владимир Путин на совещании правительства, где обсуждался вопрос острого дефицита бензина в стране, сделал очень серьезный намек российским производителям топлива: «Поставили на внутренний рынок необходимый объем, а потом зарабатывайте на внешнем». Все очень логично.
В приоритете — интересы собственного государства и собственных граждан. Как мне кажется, это был намек не только российским компаниям ТЭК, но также правительству и Государственной Думе: закрепите в законах и подзаконных актах принцип приоритетности внутреннего рынка над внешним. Увы, уже прошло более года, а никакой реакции со стороны законодательной и исполнительной власти нет.
Принцип приоритетности внутреннего рынка над внешним сплошь и рядом вступает в противоречие с главным принципом капитализма — принципом максимизации прибыли любой ценой. Интересы национального государства и интересы граждан удовлетворяются бизнесом по «остаточному принципу». А иногда вообще игнорируются.
Норма прибыли от экспортных операций зачастую выше, чем от продаж того же товара на внутреннем рынке. Кроме того, большую часть экспортной выручки можно полностью «приватизировать» за рубежом (уведя ее в офшоры), а внутри России это сделать сложно или даже невозможно.
Поэтому, как ни крути, успех претворения в жизнь принципа приоритетности внутреннего рынка над внешним требует если не полного отказа от капиталистической модели экономики (для этого необходима самая настоящая революция), то по крайней мере, переход к модели регулируемого капитализма.
Основным элементом такой модели должна стать система мониторинга и контроля производства и потребления товаров в Российской Федерации. Еще одним из элементов такой модели должна стать система лицензирования экспорта товаров.
Лицензия может выдаваться лишь при наличии превышения производства над потреблением. По всем основным категориям товаров: сырьевым, промежуточной продукции (полуфабрикатам), потребительским и инвестиционным. Мы должны честно признаться, что «свободный рынок» Адама Смита с его «невидимой рукой», регулирующей все и вся — полная иллюзия. Рынок зачастую регулируется монополиями, которые, естественно, этого не афишируют, стараются, чтобы их «рука» была «невидима».
Государство не только может, но должно заместить монополии с их «невидимой рукой». И открыто регулировать внутренний рынок, опираясь на передовые цифровые технологии. А то идут непрерывные разговоры о «цифровой экономике», а понять, что у нас в дефиците, а что в избытке, мы зачастую не можем. Думаю, чтобы было бы неплохо вспомнить межотраслевой баланс, который лежал в основе составления годовых и пятилетних планов развития народного хозяйства Советского Союза. Сегодня мы должны вернуться к межотраслевому балансу и выявлять с помощью цифровых технологий «узкие» места российской экономики.
К сожалению, в среде российских экономистов я почти не вижу тех, кто хотя бы озвучил постановку проблемы о приоритете внутреннего рынка над внешним. Впрочем, недавно наткнулся на одну интересную статью «Укротить хаос. Приоритет поставок топлива на внутренний рынок означает изменение в целом экономической системы».
Ее автор — Дмитрий Гусев, заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер». Он как раз и говорит об этом самом приоритете. Причем приоритете не временном (о котором власти вспоминают лишь в моменты острейших дефицитов тех или иных товаров на внутреннем рынке), а именно как о ключевом принципе функционирования отечественной экономики. И приходит к выводу, что для того, чтобы такой принцип был жизнеспособным, требуется серьезнейшая перестройка всей системы государственного управления экономикой.
Кстати, автор указанной статьи совершенно правильно ставит вопрос о необходимости разделения всех отраслей отечественно экономики на базовые и дополняющие (о чем я говорил неоднократно). Они должны иметь разный статус.
Компании первой группы отраслей можно назвать системообразующими, это «крупняк», плотно регулирующийся государством. Вторая группа — малый и средний бизнес, имеющий минимум государственного регулирования. Компании первой группы при наличии избыточной продукции могут выходить на внешний рынок (получая для этого государственную лицензию). Компании второй группы работают исключительно на внутренний рынок.
Я о необходимости такого приоритета писал еще десять лет назад в своей книге «Экономическая война против России и сталинская индустриализация» (М.: Алгоритм, 2014). Как и Дмитрий Гусев надеюсь, что наконец-то Государственная Дума примет закон, устанавливающий приоритет внутреннего рынка над внешним. Без этого, между прочим, восстановить национальный суверенитет (о чем сегодня говорят у нас с высоких трибун) крайне проблематично.
P.S. У читателя может сложиться впечатление, что я вообще выступаю за сворачивание российского экспорта. Нет, он очень нужен России. Но нам надо определить, в каком объеме и для каких целей.
У российского экспорта должны быть две основные функции. Во-первых, зарабатывание валюты для того, чтобы проплачивать жизненно необходимый импорт (что такое жизненно необходимый импорт — тема отдельного разговора). Во-вторых, для решения политических задач. Здесь я имею в виду, что экспортные поставки должны осуществляться в дружественные России государства для того, чтобы они могли бы развивать свою экономику, решать социальные задачи и укреплять свою обороноспособность.