Андрей Бунич: Зарплате резвых курьеров осталось недолго быть такой высокой

Андрей Бунич: Зарплате резвых курьеров осталось недолго быть такой высокой

В профильной рабочей группе при комитете Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов прорабатывается проект поправок в Трудовой кодекс, который вводит специальные правила регулирования отношений между цифровыми платформами и исполнителями заказов, включая курьеров и водителей.

Проект поправок был подготовлен Федерацией независимых профсоюзов России (ФНПР). Он подразумевает, что взаимоотношения между платформой и исполнителем будут оставаться трудовыми, если, во-первых, площадка будет вводить и контролировать обязательные правила работы для исполнителя; во-вторых, ограничивать выбор рабочего времени или отказ от заданий; в-третьих, влиять на доход исполнителя или ограничивать его в работе с клиентами вне платформы. При этом для признания трудовых отношений достаточно двух из трех признаков

Ранее глава ФНПР подчеркивал, что инициатива может затронуть трудовую деятельность примерно 9,5 млн человек.

Среди обязанностей оператора — информирование исполнителей об условиях труда и размере оплаты, обеспечение доступа к платформе и формирование требований ко времени работы и отдыха.

Самое интересное, что наверняка не очень понравится курьерам — продолжительность рабочей недели не должна превышать 40 часов, а при переработке платформа должна прерывать доступ работника к заказам.

Обсуждение законодательных изменений в платформенной экономике происходит на фоне продолжающегося роста зарплат курьеров. За год ожидаемая оплата труда выросла на 26%, до 146 тыс. руб. в месяц, о чем следует из исследования hh.ru. И это при сохранении медианной предлагаемой зарплаты по всем вакансиям в 80,8 тыс. руб. по всей России.

Можно ли говорить, что регламентация работы курьеров и прочих сотрудников логистических структур онлайн-торговли направлена в первую очередь на то, чтобы их достаточно высокие доходы были прозрачными для налоговиков? Или зачем тогда вводить новые правила?

Экономист Андрей Бунич пояснил «СП», что на фоне роста доходов в той или иной сфере власти обычно начинают проводить мероприятия по контролю такого сектора экономики.

— Зачастую какие-то сферы очень быстро вырываются вперед за счет продвижения технологий, и регулирование просто не успевает за ними.

Платформы уже заняли значительный объем экономики, а регулирующая деятельность не формировалась под них. Поэтому таким цифровым компаниям проще конкурировать.

Такое происходит всегда, когда в экономике появляются новые процессы, которые никто не предусматривал изначально.

Новые формы организации производства и торговли обладают дополнительными преимуществами, и тогда власти во всех государствах начинают адаптироваться и придумывать способы как контроля, так и получения большего количества налогов.

В результате возможности новых структур с точки зрения добавочной прибыли уменьшаются. Поэтому усиление контроля после пяти лет быстрого развития платформ в России вполне закономерно.

«СП»: Возможно ли, что в логистике платформ работает 9,5 млн человек?

— Многие работники не числятся в штате цифровых платформ, поэтому подробно подсчитать их сложно. Но в целом в торговле в России занято рекордное количество людей — 13,4 млн человек. Сопоставимое число работников в розничном торговом секторе (15,6 млн человек) работает в США, которые заметно превосходят нас по населению.

То есть в российской торговле какой-то непропорциональный уровень развития. И при этом 1,5 млн работников компаниям в этом секторе еще и не хватает. Вероятно, это тоже связано с развитием новых форм торговли. Служба доставки теперь работает как на традиционные торговые сети, так и на онлайн-платформы.

К тому же у нас на фоне изменения потребительских привычек достаточно быстро развивается рынок готовой еды, который теперь активно конкурирует с общественным питанием, включая фастфуд. Если россияне полностью перейдут на готовую еду, то кафе и рестораны потеряют потребителей, а курьеров придется набирать еще в большем количестве. Во многом потому, что еду люди закупают почти каждый день.

Такие масштабы создают новые локализационные бизнес-схемы. Продавцы в рамках платформенных систем могут числиться как независимые игроки с юридической точки зрения — как самозанятые или индивидуальные предприниматели (ИП) — хотя фактически будут полностью подчинены платформе. Поэтому платформы по текущему законодательству могут законно платить меньше налогов, чем традиционные компании.

Из-за этого налоговая служба пытается понять, как можно унифицировать эту сферу. Государство все же должно следить за тем, чтобы один сектор экономики не платил больше, чем другой. Тем более платформы все равно находятся в привилегированном положении из-за меньших издержек, так как зачастую у них меньше сотрудников де-юре и меньше площадь арендуемых помещений, чем у обычных торговых сетей.

«СП»: Как прикрепление курьеров к нанимающей их платформе повлияет на их деятельность и зарплаты?

— Курьеры зачастую сами хотят больше работать, чтобы больше зарабатывать. Во многом поэтому и среднемесячная зарплата у них выше, чем у многих специалистов.

Это не отменяет необходимости анализа и выстраивания на его основе нормальной системы налогообложения, которая учитывала бы всех игроков.

Нужно вначале определить платформу как единую структуру, а если так, то она должна облагаться налогами, как крупная торговая сеть. В виртуальном пространстве сложно понять, где заканчивается отдельный самозанятый или ИП, а где начинается целая сеть.

Но в целом я бы не обращал такое пристальное внимание именно на курьеров, потому что их большие заработки являются временным явлением. Чем больше людей там будет работать, тем больше шансов, что там затормозится рост зарплат.

«СП»: Смогут ли платформы и курьеры обойти ограничения?

— Да, такая вероятность сохраняется. Доставкой могут заниматься независимые от платформ организации. Они просто скажут, что у них есть договор с сетью, но без включения в структуру платформы. Доставка часто отделена от их деятельности.

Предлагаемое понятие платформенной экономики является достаточно широким. Под это попадет очень много сотрудников, из-за чего не получится быстро предоставлять отчетности.

Что касается ограничений переработок, то платформы и курьеры могут сами занижать количество часов что достаточно трудно проверить.

Платформы также будут вынуждены страховаться и отказывать людям в переработках, или переходить на новые формы сотрудничества.

Работники, включая курьеров, которые сотрудничают с платформой, могут заявлять, что являются независимыми ИП или самозанятыми, и таким образом могут обойти правила.

Скорее всего получится хорошо отрегулировать в основном тех сотрудников, которые непосредственно работают в пунктах выдачи.

Но там вряд ли много нарушений и не так много работников. Большая часть занятых де-факто в платформенной экономике все же работают в логистике.

Источник