
В Госдуме обратили внимание на проблему дотаций российского автопрома. Депутаты вдруг осознали, что при тех дотациях, которые бюджет выделяет на поддержку российского автопрома, цены на наши авто должны быть вообще «копеечные». А сегодня они — «запредельные».
«Не пора ли „АвтоВАЗ“ навестить аудиторам Счётной палаты — давненько их там не было? Пусть менеджеры компании объяснят, из чего складывается себестоимость и что у них вообще происходит. Иначе эта „чёрная дыра“ будет поглощать всё больше ресурсов, а цены, в отличие от качества, всё расти», — говорят в Госдуме.
Эти слова — не просто риторический всплеск. Они — первое официальное признание провала многолетней политики субсидирования национального автопрома. Признание, за которым стоит не один год молчаливого одобрения триллионных траншей из бюджета, искусственного удушения конкуренции и систематического игнорирования падения реального спроса.
Согласно данным аналитического агентства «Автостат», опубликованным РИА Новости 6 ноября 2025 года, «продажи новых автомобилей Lada в России в январе—октябре 2025 года снизились на 25% в годовом выражении и составили почти 271 тысячу машин».
Эксперты говорят:
«Разбивка по моделям убийственна:
— Lada Granta — 121,2 тыс. шт. за 10 месяцев (—28,8%);
— Lada Vesta — 69,3 тыс. шт. (—34%);
— Lada Niva Legend — 28 тыс. шт. (—28,6%)».
В октябре продажи одой лишь Lada Vesta упали на 34,2%, Lada Granta продаётся меньше на 28,4%. При этом, как подчёркивают эксперты, доля Lada на рынке сократилась с 26% в октябре 2024 года до чуть более 20% в октябре 2025-го. И это — несмотря на то, что импорт китайских автомобилей, который пытаются обвинить в уменьшениии продаж российских автомобилей, за тот же период сократился более чем на две трети.
«То есть: конкурентов практически убрали с рынка — а результат не только не улучшился, но и ухудшился катастрофически. И при этом — цены растут», — отмечают эксперты.
Между тем, на Форуме «Транспортная неделя — 2025» глава АвтоВАЗа Максим Соколов прямо заявил:
«Цены должны подтягиваться вслед за реальной себестоимостью» …
Он пояснил, что последняя индексация цен была менее 2% почти год назад, «в несколько раз ниже уровня официальной инфляции», и добавил:
«Дальше сдерживать рост стоимости Lada невозможно, в том числе из-за роста импорта и демпинга цен со стороны китайских стоков».
То есть, понимать главу АвтоВАЗа нужно так: не берут из-за высокой цены при, мягко говоря, неудовлетворяющем покупателей качестве, комфорте и оснащенности, но мы всё равно будем задирать цены всё выше?
Эксперты считают, что это заявление абсурдно по своей сути:
«Ну вот смотрите:
— импорт из КНР резко сократился благодаря утильсбору и административным барьерам;
— „демпинг китайских стоков“ — миф: китайские дилеры в России сейчас почти не работают;
— а себестоимость, по логике, должна падать при масштабах производства, льготном налогообложении и государственных дотациях.
Но она, по версии менеджмента, — растёт».
А может в АвтоВАЗе считают, что дотации бюджета не поддержка, а «кормушка»?
Посмотрим, сколько же государство вкладывает в этот «проект»:
«В 2025 году прямые и косвенные бюджетные траты на поддержку автопрома превысили 820 млрд рублей. В проекте федерального бюджета на 2026 год — почти триллион», — видно из расчётов канала SwaEconomy.
При этом подавляющая часть этих средств направляется именно АвтоВАЗу, что подтверждается и словами депутата Госдумы Сергея Миронова:
«На поддержку автопрома, читай ВАЗа, на 2026 год выделили почти триллион».
Что входит в эту поддержку? Прямые субсидии на лизинг и кредиты под 0–1% годовых. Льготы по утильсбору для российских автопроизводителей. Госзакупки — таксопарки, госучреждения, силовые структуры обязаны брать Lada. Полное освобождение от налога на прибыль до 2028 года. Субсидии компонентным заводам, входящим в цепочку поставок.
И всё это, как подчёркивают эксперты, — без единого требования по эффективности, без KPI, без публичных отчётов о рентабельности или экспортных достижениях.
«Запустили до небес утильсбор, чтобы выдавить с рынка китайских конкурентов. Выдавили: за десять месяцев ввоз авто из КНР сократился больше чем на две трети. Пропихнули закон о локализации такси, и теперь таксопаркам придется покупать машины из Тольятти. Наконец, предприятие до 2028 года освободили от налога на прибыль», — возмущается Миронов.
Но почему молчали все эти годы? Если сегодня в Думе заговорили о «чёрной дыре» под названием АвтоВАЗ, то почему молчали раньше? Не видели очевидного? Верили в сказки про то, что «скоро всех обгоним и перегоним, а автомобиль станет в российских семьях такой же обыденностью как смартфон?
Может быть потому, что на протяжении 2020–2025 годов любая критика господдержки автопрома расценивалась как «непатриотичная», «антироссийская», «пособничество иностранцам»? И таким образом менеджмент АвтоВАЗа, прикрываясь «национальной идеей», получал абсолютную карт-бланш на безотчётность?
И вдруг, словно некое откровение, увидели «зазеркалье» нашего автопрома: закупки комплектующих у аффилированных структур по завышенным ценам; дублирование функций в рамках «промышленной кооперации»; вывоз прибыли через офшоры при одновременной «бедности» головного предприятия…
А что же до этого? Счётная палата не проверяла АвтоВАЗ с 2018 года не потому, что не хотела, а потому что не могла — объект был «политически неприкасаем»?
То, что сегодня заговорили о проблеме — означает: крышка приподнята. Возможно, потому что даже покровители поняли: дальше — крах бюджета, и кормушку придётся закрывать.
И да, разве эта проблема локализована в одном лишь АвтоВАЗе? Вдумчивые экспертные голоса говорят, что проблема «сосания бюджета» давно уже присутствует не только там:
«В IT-секторе за пять лет вложено свыше 1 трлн рублей в «цифровой суверенитет». Где российские аналоги Windows, Oracle, SAP? Где мировые решения? Одни и те же «мантры: вливание бюджетных средств необходимо для „стратегического приоритета“», — говорят эксперты.
А еще мы видим, при том, что уходят громадные средства из бюджета, непонятное отсутствие контроля и требований к результату. А ещё видим уход денег в закрытые структуры и публичные заверения в «успехе» при реальном провале. А что в итоге? Пустота или очередные обещания…
Если проверка Счётной палаты пройдёт не формально, если за ней последуют публичные отчёты, возврат нецелевых средств, уголовные дела — тогда мы увидим реальный перелом, конца эпохи, когда можно было бесконечно и увлечённо грабить государство под лозунгами «патриотизма» и «национальной безопасности». А если нет — если всё ограничится «беседой» и очередным отчётом «о сложной внешней конъюнктуре», — тогда можно смело говорить: это не начало конца, а конец доверия…
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции
Источник: argumenti.ru












