Чиновник, курировавший дороги, свернул на путь взяток

Ленинский районный суд Уфы вынес приговор бывшему вице-премьеру правительства Башкирии Алану Марзаеву. Высокопоставленный чиновник признан виновным в получении взятки в особо крупном размере, с вымогательством — речь идёт о десятках миллионов рублей. В ответ уроженец Северной Осетии заявил: «Я официально заявляю, вы моё имя, имя моего отца, моих детей облили грязью — я отмоюсь и посвящу всю свою жизнь, чтобы вас посадить, тех, кто всё это сделал. У меня всё».
Судебный процесс в Башкирии продолжался чуть более месяца. На нём установлено, что вице-премьер Алан Марзаев с декабря 2023 года по апрель 2024 года получал откаты по 10% от каждого из шести контрактов одного из крупнейших в регионе дорожных подрядчиков — ООО «Дортрансстрой». Общая стоимость работ составляла 561 млн рублей. Контракты заключались с муниципальным управлением по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений. Республиканский чиновник, как отмечал гособвинитель, негласно курировал эти проекты и брал деньги за общее покровительство. Всего он планировал получить 56,1 млн рублей, дошли до адресата 37 млн. руб.
Эффективный менеджер с башкирским размахом
В Башкирии Марзаева считали «душевным человеком». Попасть к нему, в отличие от других высокопоставленных башкирских чиновников, которые даже подчинённым на свой этаж заходить запрещают, было нетрудно.
Кавказским шармом он располагал к себе собеседников, прекрасно умел говорить тосты, но проблемы не решал. Зато великолепно готовил плов, в соцсетях даже гуляют фотографии с пикника, на которых в дружеской атмосфере засветились местные высокопоставленные чиновники.
«Много разговоров и отсутствие дела» — это как раз про него и про местные подходы к бизнесу. Марзаев сразу брался буквально за всё, что предложат. Работал в налоговой инспекции, помогал тогдашнему главе республики в качестве советника департамента по взаимодействию с Федеральным собранием РФ, был помощником и главой ГКУ управления дорожного хозяйства Башкирии, председателем госкомитета по транспорту и дорожному хозяйству. Пик карьеры — исполняющий обязанности вице-премьера правительства Башкирии. Заметных успехов не запомнилось.
На суде Марзаев снова попробовал сыграть на публику — держался уверенно и всеми силами демонстрировал готовность доказать свою невиновность. Был одет в деловой костюм, белую рубашку, встречавшим его на входе в зал суда журналистам заявил, что настроение у него бодрое, как всегда. Не возражал против того, чтобы СМИ фиксировали на фото и видео весь судебный процесс, охотно позировал перед камерами, улыбаясь в объектив. Основания для этого имелись: совершенно случайно незадолго до суда ушёл из жизни один из ключевых свидетелей. Потом Марзаева каким-то невероятным усилием перевели из Москвы в Уфу, где и решили проводить суд, хотя раньше предполагалось, что московская Фемида будет более беспристрастна.
Подсудимый это знал и вовсю использовал любую возможность публично выразить своё мнение.
«Доказательства по уголовному делу получены под психологическим и физическим давлением, после многочасовых избиений и пыток с применением электрического тока моего водителя, что подтверждено заключением судебно-медицинской экспертизы и проверкой, проведённой военным следственным управлением СКР в Самаре. Само обвинение является результатом многолетней системной провокационной деятельности группы сотрудников правоохранительных органов в отношении меня», — заявил Алан Марзаев и обещал представить документы с доказательствами сказанного в ходе судебного процесса.
В ответ на первые же вопросы судьи подсудимый сообщил, что имеет многократное высшее образование, владеет русским языком в совершенстве. На вопрос о занимаемой должности ответил, что исполняет обязанности вице-премьера правительства республики. Хотя в действующем составе республиканского кабинета министров в это время его уже не было.
Уголовное дело Марзаев сразу назвал сфабрикованным. Его интересы в суде представляли сразу пять адвокатов, но с первых секунд подсудимый вёл себя так, словно являлся собственным защитником.
«Если суд будет хотя бы на 20% объективным, то я однозначно добьюсь оправдательного приговора в первой инстанции», — заявил он перед началом судебного процесса журналистам.
Коммерсанты не отказались от показаний
После оглашения обвинительного заключения суд приступил к допросу свидетелей, и первым стал Марат Латыпов. На заседании он рассказал, что на встрече в ресторане Алан Марзаев заявил ему: «Вы работаете на республику, и вам нужно платить за вашу работу». По словам Латыпова, он был шокирован таким предложением и уточнил, что случится, если компания откажется, услышав в ответ, что тогда возникнут серьёзные проблемы, работа станет нерентабельной, объект придётся долго сдавать.
«После этого у меня появилось желание покинуть ресторан, я поднялся, но услышал: «Что решили?» Я ответил, что свяжусь с директором, выйдя из заведения», — пояснил предприниматель.
Затем он связался с генеральным директором компании и предложил отказаться от сотрудничества с чиновниками, но директор предупредил, что это чревато крупными проблемами с финансированием, документацией и прочими аспектами проекта. Акционер и управляющий долго совещались и пришли к выводу, что вынуждены передать требуемую сумму. Впоследствии Латыпов самостоятельно собрал необходимые средства, хранящиеся частично дома, частично снятые с банковского счёта.
Этот бизнесмен с многолетним стажем в области дорожного строительства отметил, что за годы работы подобного случая не помнил и не представлял, как поступать в подобной ситуации.
Передача денег прекратилась, когда летом 2024 года домой к Марату Латыпову нагрянули сотрудники полиции с обыском по уголовному делу в отношении Александра Клебанова. Предприниматели обратились в правоохранительные органы. Представители «Дортрансстроя» были задержаны, но позднее освобождены под подписку о невыезде. Теперь оба проходят по делу Марзаева в статусе свидетелей.
Алан Марзаев на эти показания внимания не обращает:
«По 27 позициям разгромлено предъявленное обвинение. В самом начале я сказал, что мы камня на камне от него не оставим. Нет, мы пылинку не оставили от него. Минимум 15 сфальсифицированных доказательств. Что ещё нужно? На ваших глазах я доказываю, что представитель гособвинения не читал материалы дела. Сторона гособвинения запросила 14 лет, полмиллиарда штрафа, лишение всех регалий. С чего такое жёсткое наказание? Это крик отчаяния от вашей беспомощности. Вы хотите оказать давление на суд? Боитесь здесь оправдать, оправдают в Верховном суде России. Я официально заявляю, вы моё имя, имя моего отца, моих детей облили грязью — я отмоюсь и посвящу всю свою жизнь, чтобы вас посадить, тех, кто всё это сделал. У меня всё», — заявил в суде Марзаев.
Государственный обвинитель попросил назначить Марзаеву наказание в виде 14 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима со штрафом в десятикратном размере взятки (более 560 млн рублей), с запретом занимать государственные должности на 13 лет, с конфискацией в доход государства суммы взятки в размере 37 млн рублей, жилого дома, земельного участка и двух строений. В результате Марзаева предложили лишить всех званий и наград: звания «Заслуженный экономист РБ», «Заслуженный строитель РБ», медалей и орденов Республики Башкортостан («За трудовую доблесть», Орден Салавата Юлаева). Кстати, до этого в Башкирии широкая публика не знала об его многочисленных заслугах! В доход государства поступят жилой дом, здание и земельный участок, соответствующие сумме взятки в 37 млн рублей. Приговор пока не вступил в законную силу.
Представитель гособвинения Фёдор Никифоров в ответ подчеркнул, что версия подсудимого явно конспирологическая. Бывший вице-премьер «очень властный человек», влиял на Клебанова, поэтому министр серьёзно воспринимал его «указания» оказывать помощь подрядчикам, брать деньги и передавать их вышестоящему лицу.
Единственное, что немного удивило подсудимого, назначенный срок и размер штрафа. Он почти никак не отреагировал, но заметно погрустнел. Впрочем, ненадолго: вскоре опять начал ободрять родственников взглядом, показывая, что настроен решительно.
Адвокат Анатолий Тимощенков заметил, что уголовное дело не содержит доказательств вины его клиента или подтверждения самого факта преступления.
«Обвинения основаны на путанице. Даже по поводу короткого разговора невозможно допустить стольких разногласий, если бы стороны говорили правду», — подчеркнул он.
У присутствующих возник закономерный вопрос: куда пошли многомиллионные средства взятки? Ответа на него, указал адвокат, гособвинение так и не представило. Недвижимость в Кармаскалинском районе (зарегистрирована на водителя Марзаева) оценивается всего в 5–6 млн рублей. Дом и баня построены за полтора-два месяца до начала дела. Доход подсудимого за 2023 год составил 19,5 млн рублей. Деньги при обысках найдены не были. Вместе с тем говорится о конфискации жилья, земли, недвижимости в Башкирии, Осетии и Ставропольском крае, дорогих часов, мобильников, машин и компьютеров… В ходе следствия был наложен арест на имущество старшего сына Алана Марзаева — 16 объектов недвижимости стоимостью более 26 млн рублей. Появлялась версия, что полученные взятки были использованы на покупку этих активов, но защита утверждает, что сын получил приличное наследство от бабушки и теперь инвестирует в гостиничное дело.
Откуда появились деньги, которыми оплачивались взятки, адвокат также затрудняется пояснить. Марат Латыпов на суде уверял, что это его собственные накопления.
Алан Марзаев объявил, что выступление его защитника было блестящим. Сам он после этого говорил еще больше часа.
«Ваше обвинение — это крик отчаяния. Я человек с обострённым чувством справедливости. Никогда никому взяток не давал. Сотрудники правоохранительных органов разработали сценарий и вынудили свидетелей ложно обвинять Марзаева», — возмутился он, обращаясь к гособвинителю, а дело назвал «словоблудием».
Говоря о 37 миллионах рублей «личных средств» Марата Латыпова, подсудимый выразился скептически: грамотный бизнесмен вряд ли стал бы держать крупную сумму наличными, а предпочёл бы вложить её в прибыльные активы. Документально снятие денег с депозита в банке не зафиксировано. Кроме того, Марзаев сомневается, что Марат Латыпов пришёл к сотрудникам правоохранительных органов добровольно, полагая, что его попросту запугали.
Системный подход
Главе правительства Башкирии вынесено частное постановление, предписывающее искоренить коррупцию среди подчинённых. Регулярно в республике происходят резонансные случаи, когда должностные лица различного уровня оказываются замешанными в коррупционных схемах, растратах, злоупотреблениях полномочиями и откровенном мошенничестве. За восемь месяцев текущего года прокуратура зафиксировала свыше четырёх тысяч нарушений антикоррупционного законодательства.
Кстати, даже глава Башкирии Радий Хабиров первоначально не думал, что Алан Марзаев заслуживает наказания.
— Я не собираюсь защищать коррупционеров, — заявил он недавно на прямом эфире. — Но я квалифицированный специалист с богатым юридическим опытом. Здесь я не наблюдаю состава преступления, ждём решения суда. Прежде чем принимать отрицательные меры в отношении лиц, обвиняемых в чём-либо, я должен убедиться в наличии соответствующих фактов!
Но количество громких дел растет, как снежный ком. Годом ранее председатель Госкомитета Республики Башкортостан по строительному и жилищному надзору Артур Давлетшин был задержан за регулярное получение взяток от застройщиков за положительные заключения по проектам. Взятки колебались от 350 тысяч до миллиона рублей за каждый случай.
Скандальная отставка произошла и с министром туризма Зухрой Гордиенко, формально уволившейся якобы по причине перехода на другое место службы. Руководство Приволжского федерального округа «Ространснадзор» оказалось привлечено к ответственности за участие в коррупционном сговоре, причём общая сумма взяток превысила 450 тысяч рублей. Завершено расследование дела в отношении бывшего руководителя Республиканского Госкомитета по делам молодёжи Яны Гайдук. Кировский районный суд Уфы назначил ей три с половиной года лишения свободы в колонии общего режима.
Отдельно выделяется группа «без вины виноватых»: бывший министр транспорта Башкирии Александр Булушев и его заместитель Руслан Гарипов весной 2025 года решением Кировского районного суда Уфы осуждены за превышение служебных полномочий. Им пришлось привлечь коммерческих перевозчиков для срочной перевозки делегации в другой регион, проигнорировав процедуру торгов. Их действиями нанесён ущерб государственному бюджету республики на сумму более 33 млн рублей, хотя поездка состоялась.
Ещё одно такое показательное дело связано с предприятием «Башспирт», крупнейшим налогоплательщиком региона. Менеджмент компании, сформировавший успех предприятия, оказался отстранён от работы по малозначительным нарушениям, которые впоследствии так и не удалось подтвердить. Вскоре руководство доверили людям, пользующимся поддержкой местных властей. Спустя некоторое время эта новая команда оказалась вовлечена в крупные хищения и получила реальные сроки. Власти быстро сформировали еще более «надежную команду». И уже сегодня генеральный директор «Башспирта» Раиф Абдрахимов обвиняется в превышении полномочий, поскольку не обеспечил своевременного прекращения крайне невыгодных контрактов на сумму 103 млн рублей. Глава Башкирии Радий Хабиров пытался добиться отмены ареста, но Верховный суд Башкирии подтвердил законность решения Советского районного суда. Знающие подоплеку дела высказывают мнение, что Раиф не смог разорвать договора потому, что выгодоприобретателями выступали влиятельные структуры, отказать которым он не мог.
Весь этот криминал явно негативно отражается на экономике Башкортостана, который при прежнем главе гордился бюджетом с профицитом почти в 20 млрд рублей. Теперь ситуация противоположная: дефицит бюджета на 2026 год составит порядка 22,5 млрд рублей.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции
Источник: argumenti.ru












