
Цикл снижения ключевой ставки (КС) в ближайший год, согласно обновленному прогнозу ЦБ, будет идти очень медленно. К концу 2026 г. можно ожидать ставку где-то на уровне 12−14%. А если мы окажемся в условиях проинфляционного или рискового сценария, то вероятно и повышение КС — до 20% или даже выше.
Таким образом, у нас впереди еще долгий период высоких ставок. И здесь возникает естественный вопрос: а что при таких условиях будет с экономическим ростом?
Прежде чем давать ответ на него, необходимо вспомнить, что безработица у нас по-прежнему находится на историческом минимуме — 2,2% с учетом сезонности (эта цифра рассчитывается Росстатом по методике Международной организации труда, то есть она получена в результате опросов по большой репрезентативной выборке, а не по отчетам центров занятости; количество «зарегистрированных» безработных, рассчитываемое Минтрудом по отчетам центров занятости, в несколько раз ниже).
Это значит, что в российской экономике свободных рабочих рук нет. Просто нет! Вообще!
Сейчас много говорится о том, что те или иные предприятия переходят на укороченную рабочую неделю из-за сокращения объемов производства. Это яркие истории, но если взять статистику, то будет видно, что масштаб указанного явления незначителен: лишь 0,2% всех работников трудятся на предприятиях с неполной рабочей неделей (эти данные привела Эльвира Набиуллина во время недавнего выступления в Госдуме).
И даже в той мере, в какой это явление существует, оно не снижает остроту проблемы с рынком труда, потому что переведенные на укороченную неделю обычно не сразу начинают искать новую работу, а просто ждут возобновления полной занятости.
При столь напряженном рынке труда экстенсивный (то есть за счет увеличения количества занятых) рост экономики невозможен в принципе — ни при какой ключевой ставке. (Завоз большего количества мигрантов — не предлагать!)
Отдельное производство может расширяться экстенсивно, но только за счет переманивания работников с других предприятий, где в силу этого объемы выпуска будут падать.
Таким образом, дальнейший рост экономики в целом у нас возможен только и исключительно за счет роста производительности труда. Этот тезис был лейтмотивом недавнего обсуждения «Основных направлений денежно-кредитной политики» в Госдуме. Его повторяли как представители ЦБ, так и депутаты, включая оппозицию.
Итак, вопрос о перспективах экономического роста на ближайшие годы сводится к вопросу о том, как нам обеспечить рост производительности. Она и сейчас понемногу растет, ибо инвестиции в автоматизацию все-таки делаются — даже при нынешнем уровне ставок. Но как ускорить этот рост?
Простое решение — это более быстрое снижение КС, что даст возможность делать больше инвестиций в автоматизацию производства за счет кредитных средств.
Но низкая ставка будет стимулировать еще и инвестиции в экстенсивное расширение всех видов бизнеса, что, как пояснено выше, не приведет к росту по экономике в целом, но еще больше усилит конкуренцию за рабочие руки и, как следствие, гонку зарплат.
Плюс к тому, при низкой КС также будет опережающими темпами расти потребление. Гонка зарплат и рост потребления неизбежно приведут к новой волне инфляции. В итоге это «простое решение» обойдется слишком дорого.
Поэтому более правильным будет не снижение стоимости кредита для всех через снижение КС, а точечная господдержка проектам автоматизации производства. Эта господдержка может быть в форме льготного кредита, или в какой-то другой форме — это не столь важно.
С помощью точечной господдержки проектов автоматизации производства можно будет стимулировать подъем производительности труда, избежав при этом избыточного роста потребления и создания еще большего напряжения на рынке труда.
В условиях жесткой ДКП точечная господдержка нужна и другим приоритетным сферам экономики — но только при условии, что «приоритетов не должно быть много». То есть господдержка не будет размываться, а останется точечной.
Именно такой путь предложила фракция КПРФ. От имени фракции выступал первый зампред думского Комитета по финансовому рынку Вадим Кумин. В его выступлении были четко обозначены некоторые тезисы, которые ранее в официальной позиции партии не акцентировались (поскольку Кумин выступал не просто как депутат, а от имени фракции, то сказанное им следует считать позицией КПРФ).
Во-первых, Кумин особо подчеркнул, что подавление инфляции — это безусловный приоритет.
Во-вторых, депутат четко обозначил позицию, что господдержку надо раздавать не широким фронтом, а концентрировать на приоритетных сферах экономики, к которым следует отнести: нужды обороны; производство товаров первой необходимости (особенно импортозамещающее, но не только — например, АПК); предприятия в сфере высоких технологий и технологического суверенитета; производство оборудования для автоматизации труда и увеличения его производительности.
Тезис про необходимость выделения приоритетных сфер экономики с их целенаправленной господдержкой не является новым в позиции КПРФ. Партия всегда говорила о необходимости активной промышленной политики. Однако ранее в позиции партии не было выделено столь четко очерченного круга приоритетов.
Теперь же он обозначен предельно четко и, если господдержка будет сконцентрирована только в этих сферах, она будет точечной и потому максимально эффективной.
Таким образом, можно заключить, что коммунисты предлагают не гнаться за достижением каких-то целей по общему росту ВВП, а концентрироваться на развитии именно того, что действительно критически важно. Указанные сферы должны получать льготные кредиты, которые позволят им наращивать объемы производства и развиваться даже при жесткой ДКП.
Сейчас же ситуация прямо противоположная: львиная доля (более 70%) льготных кредитов идет не в указанные приоритетные сферы, а на поддержку строительного сектора в форме льготной ипотеки — в первую очередь, семейной.
Причем объем льготных ипотечных кредитов растет, в то время как объем всех прочих льготных кредитов предприятиям не просто стагнирует, а сокращается даже в номинале. Сейчас он составляет порядка 4 трлн рублей, а на максимуме во второй половине 2022 г. и в начале 2023-го было порядка 6 трлн рублей.
Вадим Кумин показал слайд с соответствующими данными и выступил с резкой критикой такого положения дел. Он также привел данные о расходах государственного бюджета на компенсации банкам по программам льготной ипотеки. То, что эти расходы составили порядка 2 трлн рублей только за один 2025 год., на многих слушателей произвело сильное впечатление.
Приведя все эти данные, депутат-коммунист сформулировал суть льготной ипотеки примерно так: сначала деньги получили девелоперы, которые фактически являются спекулянтами на недвижимости; они вдвое взгрели цены на жилье; а дальше в течение 25 лет деньги [от государства] будут получать банки, то есть финансовые спекулянты.
Кумин открыто призвал к сворачиванию семейной ипотеки, которая к настоящему времени стала массовой и фактически безадресной. Критерии семейной ипотеки надо уточнить и ужесточить, чтобы она реально работала на демографию, а государственные расходы на нее были кардинально сокращены.
Таким образом, КПРФ наконец определилась со своей позицией относительно льготной ипотеки: это — плохой метод социальной поддержки семей; она обходится государству слишком дорого, а основную выгоду от нее получают не семьи, а застройщики и банки.
Ранее у партии единой позиции по данному вопросу не было. Теперь же, когда ввиду гигантского объема бюджетных расходов вопрос о льготной ипотеке уже нельзя рассматривать как частный и малозначимый, выработка единой позиции стала необходима.












