
Иностранные рабочие становятся все более дефицитными на мировом рынке труда, а конкуренция за них усиливается, обратил внимание глава Минэкономразвития Максим Решетников.
По его словам, в этой сфере важно найти баланс: без специалистов из других государств не получится обеспечить необходимый экономический рост, но в России важно реализовать принцип «приехал, отработал, уехал», который уже апробирован в арабских странах. Важно и закрывать въезд для тех специалистов, которые «что-то нарушают» или «в прошлом нарушили».
Решетников подчеркивает, что решать вопрос с трудовыми ресурсами нужно в первую очередь собственными силами. Но привлечение иностранной силы требуется в тех местах, где российские компании не в состоянии закрыть нехватку рабочих, к примеру, если идет какая-то большая стройка.
Старший научный сотрудник Института региональной экономики и межбюджетных отношений Финансового университета при правительстве РФ Андрей Жуковский полагает, что в краткосрочной перспективе сохраняется умеренный спрос на иностранных рабочих, которые работают за небольшие деньги, для выполнения точечных задач, что уже привело к существенному присутствию таких специалистов в сельском хозяйстве, строительстве, логистике и ЖКХ.
А это в свою очередь несет риск утечки денег за границу и ограничивает экономическую пользу. Проблему можно решить, по мнению аналитика, за счет цифровизации отраслей, создания достойных условий и повышения квалификации для молодых россиян.
Квоты в том или ином виде, которые ограничивают долю зарубежных работников в различных отраслях, уже существуют, более того — они утверждаются каждый год, объяснил «СП» экономист, ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников.
— Тем более в отношении иностранных специалистов начинают действовать все более строгие меры, которые направлены в том числе на ограничение переселения семей мигрантов. То есть в рамках принципа, который предполагает отъезд такого работника после отработки контракта.
Но такой метод нужно опробовать на практике. Вероятно он будет нормально работать для мигрантов из стран дальнего зарубежья, в том числе для граждан африканских государств. Правда тут же возникает масса вопросов, которые во многом связаны с культурной и языковой адаптацией.
Быстрые ограничения в отношении мигрантов из ближнего зарубежья, в том числе из Таджикистана, Узбекистана (участники СНГ) и Киргизии (участник СНГ и ЕЭАС), сопряжены со сложностями.
Если ограничить приток работников с семьями, то мы в том числе получим усиление дефицита кадров. Тем более что по заработным платам Россия конкурирует с другими странами и не всегда находится в выигрышных позициях.
«СП»: Как может выглядеть сбалансированная миграционная политика?
— Единственным, на мой взгляд, способом решения проблемы в среднесрочной и долгосрочной перспективе может быть организация совместных центров подготовки будущих мигрантов для работы в России.
Это потребует инвестиций с нашей стороны и определенную языковую подготовку. Отдельные прецеденты этого уже есть. Но проблема в том, что даже после подготовки необходимых кадров они могут просто уехать в другие государства, которые предлагают им более выгодные условия.
В этой сфере вполне возможно развивать межправительственные соглашения России со странами, из которых едут мигранты, о целевом характере профессиональной подготовки. Но тогда она должна быть бесплатной для рабочих, которые потом будут полностью отрабатывать контракты в российских компаниях.
Платить должна не только Россия, но и ее партнеры, все же нужно выстраивать такие экономические связи на паритетной основе. К тому же российские специалисты, которые будут приезжать для обучения будущих специалистов, должны получить комфортные условия проживания, которые могут быть предоставлены со стороны уже местных властей.
«СП»: Как можно оценить тенденцию найма иностранных специалистов в том числе низкоквалифицированных из-за того, что по сравнению с россиянами на таких работников бизнес тратит меньше средств на налоги и социальные гарантии?
— Это требует скорее контроля с точки зрения закона. Если человек купил патент, то он может работать, но все равно работодатель несет ответственность за здоровье мигранта и безопасность условий его труда. С одной стороны, уменьшенные затраты могут быть выигрышем для бизнеса.
Но вопрос заключает в том, какая рабочая сила требуется для предпринимателя? Приток мигрантов в строительстве будет объективно сокращаться из-за непростой ситуации в отрасли.
То есть иностранных работников привезли, рассчитывая на определенные строительные проекты, но теперь непонятно, что они будут делать.
Есть и проблемы с оказанием услуг ЖКХ, которые во многом выполняются мигрантами, хотя в этой сфере возникает больше вопросов к управляющим компаниям. Поэтому потребуется комплексное решение в любом случае.
«СП»: Наблюдается ли сейчас структурная проблема, когда бизнес в краткосрочной перспективе привлекает много мигрантов, а государству это будет не особо выгодно в будущем?
— Есть более широкое противоречие. Бизнес очень часто не знает, какая рабочая сила ему потребуется в будущем, потому что не знает перспективы даже своей отрасли. Это могут понимать крупные или даже средние предприятия, но малые компании больше ориентируется на краткосрочные конъюнктурные изменения.
Бизнесу нужна долгосрочная мотивация и планирование, но они связаны не только с миграционной политикой, но и с другими обстоятельствами, включая бизнес-климат и налогообложение.
Сейчас рынок иностранной рабочей силы действует на фоне серьезной неопределенности. С одной стороны, идет ужесточение миграционного законодательства, а с другой — бизнес еще не перестроился. В том числе в силу общей неопределенности в экономике.
Рано или поздно ситуация нормализуется, но потребность в иностранной рабочей силе все равно останется, учитывая и демографические тренды. Поэтому необходимо, ориентируясь на среднесрочные и долгосрочные перспективы востребованности конкретных специальностей, понимать, как российские предприятия будут использовать иностранную рабочую силу, и где она будет востребована.
«СП»: Способно ли развитие роботизации купировать нехватку рабочей силы?
— Роботами мы будем еще очень долго замещать работников. К тому же они востребованы прежде всего в обрабатывающей промышленности, на крупных производствах. Вряд ли роботов получится масштабно применять для оказания, к примеру, услуг ЖКХ. Если машины там есть, то их единицы.
«СП»: Значительная часть мигрантов сейчас занята в курьерской доставке. Как будет существовать эта сфера в условиях нехватки иностранных работников?
— Курьерская доставка будет постепенно сокращаться, как только начнется выравнивание платформенной экономики с сетевым ритейлом. Спрос на курьеров будет уменьшаться, потому что это не только про удобство, но и про более низкие цены в онлайн-торговле.
Это тоже надо учитывать при планировании миграции, потому что непонятно, куда пойдут работать бывшие курьеры, которые приехали из других государств. Нам нужны будут совершенно другие специалисты, в том числе и те, которые на производственных линиях будут обслуживать робототехнику, или хотя бы работники, которые будут просто разбираться в ее работе.










