Сюжет Встреча Путина и Трампа в Будапеште
Президент США Дональд Трамп этой ночью заявил, что его встреча с президентом России откладывается на неопределенный срок, и ввел против России новые санкции. Означает ли это конец попыток американской администрации наладить отношения с РФ и решить украинский конфликт миром, aif.ru узнал у замдиректора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Дмитрия Суслова.
Глеб Иванов, aif.ru: Итак, Трамп отменил встречу Будапеште. Он изменил курс, и теперь идет на обострение?
Дмитрий Суслов: Трамп не сменил курс, он сменил тактику.
Его курс как был ориентирован на скорейшее завершение украинского конфликта без устранения его первопричин для того, чтобы объявить Трампа победителем и сконцентрироваться на других вопросах, так и остается.
Что изменилось, так это то, что Трамп фактически отошел от тех договоренностей, которые были достигнуты на саммите в Анкоридже. Где целью должно было быть не прекращение огня как можно скорее, а окончательное мирное урегулирование. Трамп же теперь хочет именно прекращения огня.
Взвалить все на Европу
— Трамп впервые за свой второй срок ввел новые санкции. Почему это произошло?
— Потому что после саммита в Анкоридже европейцы и Украина при европейской поддержке совершенно четко дали понять, что они категорически не пойдут на те условия, которые выдвигает Россия. Они не согласны с предлагаемым Россией территориальным урегулированием, они не согласны с тем, как Россия понимает вопрос гарантии безопасности, демилитаризации Украины и категорически не согласны с другими российскими требованиями. Зеленский заявляет, что никакого отступления из Донбасса не будет.
Европейцы и Киев выдвигают совершенно другие условия. Мы их видим на примере тех 12 пунктов, о которых сейчас пишут западные СМИ. Они в свою очередь категорически неприемлемы для России.
На сегодняшний день Трамп не видит для себя возможности и не имеет по большому счету желания жестко давить на Европу и заставлять Европу менять их европейскую позицию по урегулированию украинского конфликта, потому что администрация Трампа уже переложила на Европу бремя ответственность за жизнеобеспечение Украины и за дальнейшее, скажем так, урегулирование украинского конфликта. Политика Трампа заключается в том, что вот давайте сейчас прекратим огонь, а дальше не США, дальше Европа. будет обсуждать с Россией, как окончательно урегулировать этот конфликт, а США умывают руки.
И в этих условиях администрация Трампа не может, да и не хочет оказывать на Европу жесткое давление, чтобы Европа отошла от своей категорически неприемлемой для России позиции.
Плюс надо помнить, что европейцы, в отличие от России, пошли Трампу на уступки по большинству других вопросов, не менее важных, даже более важных для него. Европейцы заключили с США совершенно несправедливое для себя и выгодное для Вашингтона полуколониальное торговое соглашение. И европейцы согласились поднять военные расходы до размера 5% от ВВП, как того требовал от них Дональд Трамп.
То есть в условиях, когда Европа идет на уступки по другим вопросам и уже платит за Украину, администрация Белого дома не видит в себе сил и не видит в себе желания пытаться ломать европейскую позицию по условиям мирного урегулирования. Соответственно, Вашингтон на сегодняшний день сосредоточилась на том, чтобы давить на Россию.
Диалог все же возможен?
— А от давления на Украину Трамп тоже отказался?
— Нет, я бы так не сказал. Как раз на Украину давление тоже продолжается.
Иллюстрацией этого была встреча Трампа и Зеленского в прошлую пятницу в Белом доме. Трамп недвусмысленно дал понять, что ему все равно где пройдет граница. Главное, чтобы боевые действия завершились как можно быстрее. Но при поддержке европейцев Зеленский категорически отказался отступать из Донбасса, освобождать пока контролируемые киевским режимом территории. Трамп, соответственно, переключился на давление на Россию.
И введение новых антироссийских санкций, и периодическое запугивание России дальнобойными ударами нацелено именно на то, чтобы оказать на Россию давление в трамповском духе «Art of the deal» («Искусство сделки» — так называется книга Трампа о бизнесе — прим. aif.ru). А это сначала жесткое давление и запугивание, потом некоторый откат, потом снова давление и запугивание и так далее. Именно это мы наблюдали в истории с «Томагавками». Именно это мы продолжаем наблюдать на сегодняшний день. В американской прессе выходят публикации о том, что США снимают все ограничения на дальнобойные удары, потом Дональд Трамп это опровергает, но тем не менее тут же вводят новые антироссийские санкции и так далее. При этом то давление, которое США оказывают, оно с их точки зрения является умеренным, и не препятствующим дальнейшему диалогу. Не сжигает мосты, по-русски говоря.
Потому да, вводятся санкции, да, они относительно болезненные, потому что они касаются ведущих российских энергетических компаний. Это то, к чему в свое время пришла администрация Байдена. Теперь администрация Трампа как бы возобновляет этот процесс. Но это, по мнению Трампа не исключает полностью какой-либо российско-американский диалог.
— На какие уступки со стороны РФ рассчитывает Трамп?
— Он хочет, чтобы Россия пошла на уступки по территориальному размежеванию, то есть согласилась на прекращение огня по нынешней линии фронта и в принципе в идеале сняла свою позицию о том, что в качестве условия прекращения огня необходимо договориться обо всех условиях окончательного мирного регулирования.
Также он бы хотел, чтобы Москва пошла на какие-то серьезные компромиссы в том, что касается вопросов безопасности и других вопросов, по которым мы на сегодняшний день не соглашаемся с США и с Западом. То есть, чтобы Россия не настаивала на демилитаризации Украины, не настаивала на ограничении ее военного сотрудничества с Западом, не настаивала, например, на полном прекращении поставок вооружений в качестве условия прекращения огня.
Нас пытаются принудить к этим уступкам. А это означает, что возможности какого-либо торгово-экономического сотрудничества с США на сегодняшний день полностью отсутствуют. И они будут отсутствовать до тех пор, пока не будет завершен конфликт.
Слишком многое ЕС поставил на кон
— Это давление может привести к эскалации между Россией и США?
— Со стороны США, скорее всего, эскалации не будет, потому что эскалация исключит возможность дальнейшего диалога и урегулирования конфликта именно через диалог, в чем заинтересована администрация Трампа. Да, давление усиливается, но не настолько, чтобы исключить возможность диалога. Поэтому военной эскалации, поставок «Томагавков» и полного снятия ограничений на дальнобойные удары, скорее всего, не будет. А вот со стороны Европы эскалация возможна и даже вероятна. Слишком уж многое они поставили на кон.