Лукавый термин «охлаждение экономики», введённый в оборот финансовыми «мудрецами» из Центробанка, привёл к буквальной заморозке целой гигантской отрасли промышленности. Российский автопром практически встал. Все крупные и не очень автозаводы либо перешли на четырёхдневную рабочую неделю, либо отправили персонал в так называемые корпоративные отпуска: дешевле платить зарплату рабочим, чем выпускать непокупаемую продукцию и загружать и без того перегруженные склады. Долго ли продлится стагнация автопрома? «АН» попытались разобраться.
Даёшь стране угля, маленького, но много!
В очень далёкие школьные годы нам рассказывали о кризисе перепроизводства в странах капитала. И это казалось чудом диким жителям страны вечного дефицита: мол, как это – товаров производится больше, чем покупается?! Такого быть не может, потому что не может быть никогда.
Советские автогиганты работали в три смены, семь дней в неделю, 360 дней в году. В 1990 г. СССР занимал 8-е место в мире по производству легковых автомобилей. Рекордным был 1987 г. – 1, 346 млн единиц в год. По грузовым авто и автобусам в 1970–1990 гг. СССР занимал 3-е место в мире и 1-е место в Европе. В 1985 г. с конвейеров сошло 823 тыс. единиц грузовых автомобилей. И этих машин всегда не хватало!
Да, они были неказистые, простые, без многих привычных уже тогда западному потребителю удобств типа гидроусилителя руля или кондиционера. Но они были ремонтопригодны для любого гаража в любых условиях, относительно дёшевы и, главное, исправно выполняли своё предназначение: перевоз людей и грузов из точки А в точку Б.
Кстати, советская автотехника неплохо шла на экспорт. В самом успешном 1989 г. за рубеж было продано 365 тыс. советских легковушек. А грузовиков мы экспортировали порядка 40 тыс. единиц в год. Интересно, что в те годы не Китай оккупировал наш рынок, как сейчас, а мы наладили крупные поставки советских грузовиков (ГАЗ-53, ГАЗ‑66, «Урал‑4320», МАЗ) в КНР.
Согласно справочнику «Внешнеторговые связи СССР», в 1990 г. был установлен абсолютный рекорд за всю историю экспорта советской техники – 455 тыс. единиц автомобилей, автобусов, мотоциклов и прицепов.
По подсчётам экспертов, за всю свою историю Советский Союз отправил на экспорт за рубеж 7 млн 6 тыс. легковых автомобилей, примерно 1 млн 280 тыс. грузовых автомобилей, не менее 60 тыс. автобусов, порядка 77 тыс. единиц спецтехники, около 160 тыс. прицепов, 810 тыс. мотоциклов с объёмом двигателя более 50 см3. Плюс порядка 350 тыс. машинокомплектов легковых автомобилей.
Что произошло дальше – всем известно. Российский легковой автопром был почти полностью уничтожен западными автоакулами, которых бесконтрольно запустили в страну. После событий 2022 г. они сбежали, а к нам пришли китайцы и заняли порядка 65–70% рынка.
Что имеем – не храним, потерявши – плачем
2022 г. вообще был провальным: по данным Росстата, выпуск легковушек снизился на 67% по сравнению с 2021 г. и составил 450 тыс. штук. Грузовые автомобили: выпуск снизился на 24, 3% и составил 141 тыс. штук. Автобусы массой более 5 тонн: выпуск снизился на 15, 2% и составил 12, 5 тыс. штук. Также в 2022 г. было выпущено 13, 6 тыс. автобусов массой менее 5 тонн, что на 38, 2% ниже, чем в 2021 году. Двигатели внутреннего сгорания: производство сократилось на 33, 1% и составило 228 тыс. единиц.
Провалились и продажи. Так, по легковым и лёгким коммерческим автомобилям продажи упали на 58, 8% и составили 687 370 штук. По итогам того года было куплено 84, 2 тыс. новых грузовых автомобилей, что на 15, 6% меньше, чем годом ранее.
Зато в следующем, 2023 г. уже начался тренд на восстановление (спасибо китайским товарищам, которые быстро развернули свои производства на покинутых заводах!). Легковых авто выпустили на 19% больше, чем в 2022 г., а именно 537, 1 тыс. единиц. Грузовички тоже подтянулись на 19% – до 167, 6 тыс. штук.
2024 г.: легковые автомобили: 756 тыс., на 39, 2% больше, чем за 2023 г.; лёгкие коммерческие машины: 143, 8 тыс., рост на 16%; грузовые автомобили: 107, 2 тыс., рост на 10%.
2025 г. для легковушек начался неплохо: за первые три месяца было произведено 176 тыс. единиц, что означало рост на 7, 1% в годовом выражении. А вот грузовики просели сразу: в I квартале собрано всего 36, 6 тыс., а это снижение на 15, 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
И вот ТАСС со ссылкой на Росстат был уполномочен заявить, что «производство легковых автомобилей в России в I полугодии 2025 г. снизилось на 2, 1% по сравнению с аналогичным периодом 2024 г. и составило 326 тысяч. Выпуск легковых авто в июне сократился в годовом выражении на 28, 2%, до 45 тысяч. За первую половину 2025 г. производство грузовиков упало на 23, 9%, до 68, 8 тысяч. Непосредственно в июне произведено 10, 3 тыс. грузовых автомобилей, что на 40, 3% меньше, чем в июне прошлого года.
В первом полугодии выпущено 4, 7 тыс. автобусов массой более 5 тонн. Это на 37, 4% меньше показателя за аналогичный период 2024 года. За июнь 2025 г. производство таких автобусов сократилось в годовом выражении на 25, 7% и составило 858 штук. Также в январе–июне произведено 7, 8 тыс. автобусов массой менее 5 тонн (-22, 6%). В первый летний месяц выпуск таких автобусов составил 1, 2 тыс. единиц – на 37% меньше, чем годом ранее».
Но не спешите винить автопроизводителей! Они бы и рады гнать план по валу, а вал по плану, но пришла беда откуда не ждали – склады под завязку набиты готовыми легковушками, грузовиками, автобусами и даже комбайнами с сеялками и веялками. Нет покупателей, продажи рухнули в разы!
Согласно производственным отчётам самих предприятий, по итогам первой половины 2025 г. продажи автомобилей «Лада» обвалились почти на 30%. По данным «Автостата», за данный период продано около 170 тыс. новых машин, против более чем 240 тыс. годом ранее. За I квартал 2025 г. ПАЗ выпустил лишь чуть больше тысячи автобусов, тогда как год назад только в июле было произведено 1, 5 тыс. машин. На КамАЗе сообщили о сокращении рынка по итогам полугодия сразу на 60%, объёма продаж – на 30%.
В результате АвтоВАЗ, ГАЗ, КамАЗ, ЛиАЗ и даже лидер сельскохозяйственного машиностроения «Ростсельмаш» объявили о переходе на сокращённую рабочую неделю, что сулит потери в зарплате рабочих и служащих до 15–20%. Наиболее продолжительную четырёхдневку (с 29 сентября 2025 г. по 26 марта 2026 г.) анонсировал производитель машин марки «Лада». ПАЗ полностью остановил свою работу, отправив 2, 6 тыс. сотрудников в корпоративный отпуск, во время которого на заводе будет проведён ремонт.
По информации СМИ, вариант с переводом сотрудников на четырёхдневную рабочую неделю рассматривает руководство Челябинского тракторного завода. Причина – «ослабление рынка машиностроительной отрасли». Петербургский тракторный завод также изучает возможность перевода сотрудников на укороченную рабочую неделю. С сентября на четырёхдневку переходит Челябинский электрометаллургический комбинат.
Близкий к правительству Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования в своём докладе констатирует, что ежемесячное снижение выпуска продукции без учёта ОПК начиная с февраля в среднем по РФ составляет с учётом сезонности 0, 3% в месяц.
Банковские гномики
Сами автопромышленники клянут на чём свет стоит две беды: братушек-китайцев и ключевую ставку родного ЦБ. Первые отчаянно демпингуют по ценам на свои далеко не совершенные телеги с двигателями, скидывая цены практически до уровня себестоимости и зарабатывая на оборотах. Могут себе позволить, заёмные деньги им практически ничего не стоят. Народный банк Китая (аналог нашего ЦБ) держит ставку для первоклассных заёмщиков (LPR, loan Рrime Rate) по кредитам сроком на один год на уровне 3%. А автопром в КНР не просто первоклассный, а суперпервоклассный заёмщик. 31, 4 млн тачек сошли с конвейера в прошлом году. 31, 4 млн за год! И это в стране, в которой 30–35 лет назад своего автопрома и в помине не было.
А главное – они разлетаются как горячие пирожки, т.к. автокредиты в Поднебесной также почти коммунистические. Государственные банки предлагают автокредиты с процентной ставкой в диапазоне 3, 5–5, 8%.
Отдельные компании, специализирующиеся на кредитах для покупки машин (чаще всего от автопроизводителей), продвигают предложения на ограниченное время со ставкой в размере от 2, 99%. Например, SAIC предлагает сверхнизкую процентную ставку 2, 99% для определённых моделей, а Toyota готова предоставить 18-месячную рассрочку (кредит с нулевым процентом) для гибридных моделей. С нашими двузначными как-то и сравнивать неловко.
И это вторая беда наших производителей. Объективно не могут конкурировать на равных между собой два завода, одному из которых заёмные деньги обходятся в 3% годовых, а другому в 23%. А выстроенный финансистами нынешний глобальный мир жить без займов уже не может. Поэтому пока наш ЦБ не будет думать о развитии российской экономики, как, например, Народный банк Китая, пока не перестанет прятаться за пустые слова «охлаждение», «таргетирование» и т.п., пока не начнёт работать на благо страны, мы так и будем переползать из кризиса в кризис.
А банкиры на этом зарабатывать. Чистая прибыль российских банков за первое полугодие уже составила 1, 7 трлн рублей. И никаких корпоративных отпусков, никакой четырёхдневной рабочей недели, никаких сокращений персонала.
Источник: argumenti.ru