Водители мечтают о работе по правилам, государство — о стабильных налогах, а пассажиры — о спокойных поездках. Но сегодня никто из них не получает желаемого

Водители мечтают о работе по правилам, государство — о стабильных налогах, а пассажиры — о спокойных поездках. Но сегодня никто из них не получает желаемого

В соцсетях и экспертных кругах не утихают споры вокруг расследований Андрея Подшивалова, известного автоюриста и блогера Ярдрея, за которым следят миллионы. Общественность требует проверить закон 580-ФЗ на предмет адекватности требований к предрейсовым и послерейсовым медосмотрам, а также ежедневным техосмотрам для такси. Ведь закон, задуманный для легализации рынка, на деле вытолкнул тысячи водителей обратно в тень. Справки превратились в товар, а безопасность — в пустую формальность. Телеграм-каналы провели собственное расследование и пришли к выводу, что вместо порядка закон отбросил таксистов в «серую зону». Миллионы водителей просто не могут выполнить нереальные требования и вынуждены покупать липовые медсправки и талоны техосмотра.

Медосмотры в такси — фикция. Сами таксисты признаются, что отметки в путевые листы им ставят за деньги, причем сразу на много дней вперед.

«Рассуждая о требованиях закона, мы применили обычную логику. Решили рассчитать, сколько нужно медпунктов на небольшой российский город, где работают 10 тысяч таксистов. При условии, что там один врач, и он принимает 15 человек в час. Оказалось, 50–60 медпунктов, которые будут работать круглосуточно! Вы где такое видели? В обычном городе на 500 тысяч населения таких медицинских заведений — от одной до пяти штук. Во многих населенных пунктах их вообще не существует. Как мы выяснили, в 147 маленьких городах вообще нет таких медпунктов. Есть поселения, где до медиков нужно ехать 80 км», — говорит автоюрист Подшивалов.

Получается, что выполнить ежедневные медосмотры и техосмотры, как того требует закон «О такси», физически невозможно. Водители и представители таксопарков в один голос говорят об отсутствии необходимой инфраструктуры. В небольших городах нужно 50–60 круглосуточных медпунктов (по нормативам), но их просто нет. В городах покрупнее, до полумиллиона жителей, есть всего 3–4 пункта, и чтобы пройти ЕЖЕДНЕВНЫЙ медосмотр, водителям нужно записываться в очередь ЗА ДВЕ НЕДЕЛИ. Поэтому и приходится покупать липовые документы за 1 500 рублей в неделю, чтобы избежать огромных штрафов и ареста машины. Сами таксисты говорят, что это не «обход закона», а способ выжить в системе, которую создал тот самый 580-ФЗ.

«В таких условиях у водителя выбор невелик: либо не работать, либо покупать поддельные справки. Вот вам и теневой рынок, и коррупция, и отсутствие контроля», — пишут блогеры.

Недавно в телеграм-канале Ярдрея появилось видео, которое подтверждает: новый закон принес больше вреда, чем пользы. На кадрах — очереди на несуществующие медосмотры, липовые путевые листы по 1 500 рублей за неделю, фальшивая легальность, как единственный способ избежать штрафа. Комментарии под роликом говорят сами за себя: закон нарушают не от вредности, а от безысходности. Такси сегодня — это пятый по значимости общественный транспорт в стране, особенно в провинции. Цены на поездки растут, а вместе с ними — и нагрузка на кошельки пассажиров. А вот безопасность не улучшилась. Коррупция процветает, налоги уходят мимо бюджета. На бумаге все красиво, а в реальности — назревает бунт.

Похоже, что сейчас все стороны — водители, государство и пассажиры — застряли в какой-то абсурдной игре, где правила придуманы как будто не для того, чтобы их соблюдать, а чтобы создавать хаос и обогащать отдельных дельцов. И самое обидное, что расплачиваются за это обычные люди.

Блогеры задаются вопросом:

«Зачем эти неподготовленные требования о ежедневных медосмотрах, если для них просто нет реальной базы? Может, чтобы сократить число водителей такси и поднять цены на перевозки? Кому нужна эта симуляция мнимых медосмотров?».

Вряд ли государству. Ведь выдавливание водителей в тень, наоборот, плодит нелегальных конкурентов, которые работают через мессенджеры, не платят налогов и могут возить дешевле.

«Если кто-то еще верит, что 580-ФЗ наводит порядок — это иллюзия. Закон толкает водителей в тень, где нет ни медпунктов, ни инфраструктуры, зато есть штрафы, давление и серые схемы. Честный водитель либо нарушает закон, либо уходит, а на его место приходят те, кто привык работать без правил. Иначе нельзя, говорят водители. Государство не создало условий, но штрафовать готово. В итоге — площадку захватывают нелегалы, которые не платят налогов, не отвечают за безопасность, но предлагают „дешевле“. Легальные водители оказались в неравных условиях и вытолкнуты из системы», — пишут в телеграм-каналах.

Пока в выигрыше только те, кто торгует липовыми штампами о медосмотре, и нелегальные бомбилы. А в проигрыше — государство, легальные водители, таксопарки, пассажиры и даже всемогущие службы заказа такси.

«Неужели такой результат был целью закона 580-ФЗ „О такси“, который действует с 1 сентября 2023 года? Вряд ли. Может, пора его пересмотреть?», — спрашивают блогеры.

Все это — результат неадекватных требований, которые созданы без учета реальной ситуации в регионах. Пора признать: 580-ФЗ нуждается в срочном пересмотре.

«Высокий градус обсуждения темы техосмотров и медосмотров говорит о социальном напряжении среди перевозчиков. Мало того, что новый закон за 2 года действия вытолкнул в серую зону больше миллиона водителей, так теперь еще и оставшихся официальных таксистов подводит под статью УК за подделку документов. Если депутаты Госдумы срочно не вмешаются в ситуацию, нас ждет либо коллапс всей отрасли, либо социальный взрыв среди перевозчиков», — считают эксперты.

Важно помнить, что такси — это не роскошь, а необходимость для миллионов людей. И задача государства — сделать эту услугу безопасной и доступной, а не создавать условия, в которых водители вынуждены рисковать и нарушать закон, чтобы просто заработать на жизнь. Необходимо понимать: таксисты в тени — это не только экономическая проблема. Это социальный и политический риск. Люди, вытолкнутые за рамки закона, становятся легкой мишенью для криминала, популистов и всех, кто хочет раскачать ситуацию изнутри. А в преддверии выборов в Госдуму это становится прямым вызовом стабильности.

Сегодня таксопарки в классическом понимании — с гаражами, механиками и медработниками — редкость. Большинство таксистов работают на своих машинах и не связаны с централизованной диспетчерской инфраструктурой. А требования закона как раз рассчитаны на то, что таксопарки — это норма. Но они остались в прошлом вместе с СССР. Сегодня их просто нет. Значит, и требования должны учитывать реальность? Многие уже говорят о том, что закон «сырой» и требует пересмотра.

«Призываем провести проверку регулирующего воздействия норм закона 580-ФЗ, касающихся обязательного техосмотра и медосмотра. Это не только шаг к здравому смыслу — это способ удержать отрасль от коллапса. Тема требует обсуждения на уровне министра, и мы будем поднимать ее до тех пор, пока не будет услышан голос тех, кто каждый день работает на улицах наших городов», — говорят эксперты и общественники.

Исправление или адаптация закона — это нормальная практика. Законодательство регулярно корректируется, если возникает дисбаланс между требованиями и реальными условиями. Вспомните корректировки по онлайн-кассам для малого бизнеса или переходный период по маркировке товаров. Закон — это живой инструмент, а не застывшая конструкция.

В ситуации с 580-ФЗ важно не искать виноватых, а открыто признать необходимость доработки. Обновление регулирования с учетом современной структуры таксомоторного рынка может стать примером разумного законодательного процесса. Тем более что и государству, и пассажирам, и самим водителям нужно одно: чтобы закон работал не для галочки, а эффективно и справедливо.

Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции

Источник: argumenti.ru