Еврокомиссия предложила создать новый европейско-азиатский торговый альянс, который станет западным конкурентом БРИКС. Об этом на пресс-конференции по итогам саммита Евросоюза в Брюсселе сообщила глава ЕК Урсула фон дер Ляйен.
По ее словам, эта «привлекательная и интересная идея» родилась из понимания того, что страны Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения о Транстихоокеанском партнерстве (ВПТПП) «хотят структурированного сотрудничества с ЕС, а Евросоюз хочет структурированного сотрудничества с ними».
«Мы могли бы обдумать начало перестройки ВТО, с пониманием, что именно должно быть пересмотрено в ВТО, не повторяя прошлых ошибок. Чтобы показать всему миру, что свободная торговля между большим числом стран возможна на основе правил. Поскольку вместе ЕС и ВПТПП — это сила», — подчеркнула глава Еврокомиссии.
Всеобъемлющее прогрессивное Транстихоокеанское партнёрство является прямым продолжением Транстихоокеанского партнёрства (ТПП), которое создавалось США во многом как антикитайский проект.
Как любил повторять президент Обама, правила мировой торговли должны определять именно Соединенные Штаты, а не Китай.
Соглашение, под которым в феврале 2016 года подписи поставили 12 стран, предполагало создание зоны свободного движения товаров, услуг, капиталов и технологий. Однако Дональд Трамп уже в январе 2017-го от участия в нем отказался, так как, по его мнению, оно давала необоснованные выгоды конкурентам и не в полной мере учитывало американские интересы.
После выхода США было подготовлено новое соглашение — ВПТПП — с участием Великобритании, Австралии, Канады, Новой Зеландии, Японии, Чили, Малайзии, Мексики, Перу, Сингапура, Вьетнама и Брунея. И оно по-прежнему рассматривается как альтернатива экономическому влиянию Пекина и БРИКС.
В БРИКС сейчас входят десять стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР (по первым буквам их названий на английском языке составили название объединения), Египет, Иран, ОАЭ, Саудовская Аравия и Эфиопия. Еще ряд стран — Вьетнам, Белоруссия, Боливия, Казахстан, Куба, Малайзия, Нигерия, Таиланд, Уганда и Узбекистан — имеют статус страны-партнера организации.
Тему БРИКС (к слову, в начале следующего месяца в Бразилии пройдет 17-й саммит объединения) президент РФ Владимир Путин затронул, выступая недавно на Петербургском экономическом форуме (ПМЭФ-2025). Он отметил, что доля БРИКС в глобальной экономике уже достигла 40% и будет только расти, а товарооборот стран внутри объединения превысил триллион долларов.
Между тем, британский проект ВПТПП, по мнению экспертов, за годы существования заметной динамики так и не приобрел. Более того, декларируя принципы свободной торговли и свободных инвестиций, якобы выгодные всем участникам сообщества, в реальности он способствует росту более сильных экономик и подавлению более слабых.
Зачем Европе аналог БРИКС? Этот вопрос «СП» адресовала доктору экономических наук, профессору кафедры европейских исследований Факультета международных отношений СПбГУ Станиславу Ткаченко:
— Я думаю, что эта инициатива фон дер Ляйен происходит из почти катастрофического положения, в котором Европейский союз оказался сейчас.
ЕС полностью разорвал отношения с Россией в торговой сфере — там остался минимум. И в ЕС ждут катастрофы, если они 9 июля не договорятся с Соединенными Штатами о торговой сделке. Но даже если договорятся, её условия, уже сейчас формирующиеся, их явно не устроят и будут тяжелыми — доступ на американский рынок сократится.
Плюс к тому, Евросоюз вступил в череду конфликтов (пока маленьких) с Китаем по поводу электромобилей, солнечных батарей и т. д. В итоге, если посмотреть на глобус, то крупных промышленных государств, которые могли бы быть партнерами ЕС, крайне мало. Фактически речь идет о Японии, Южной Корее, государствах АСЕАН и, может быть, Бразилии.
В конце июля в Пекине должен пройти саммит лидеров ЕС и Китая. Отправляясь на этот саммит, Урсула фон дер Ляйен, вероятно, хотела бы иметь, что называется план «Б» — возможность сказать китайцам, что они не единственный и даже не самый крупный партнер ЕС в Азии. Я бы, наверное, так объяснил ее заявление.
Но есть, что называется, нюансы.
«СП»: Поясните.
— БРИКС, конечно же, не является никаким торговым соглашением. И БРИКС пока не обсуждал ничего связанного с интеграцией — зона свободной торговли, например, это довольно серьезная форма интеграции. Более того, БРИКС не является международной организацией, это всего-навсего форум. И структуры, которые действуют в его рамках — пул условных валютных резервов (ПУВР), Новый банк развития и т. д. — они все учреждены как бы вне системы институтов БРИКС. Хотя взаимодействуют с ним очень тесно.
Поэтому полагаю, на БРИКС фон дел Ляйен, ЕС в целом и США смотрят, как на потенциальную угрозу, как на еще один полюс, очень мощный в многополярном мире. Но когда переходим к экономике, то там все-таки вопросы более локальные.
Действительно, Евросоюз всегда имел положительное сальдо в торговле с США, и это во многом обеспечивало ему нейтральный баланс со всеми государствами планеты. Но если сейчас Штаты реализуют мечту Трампа, чтобы баланс был нулевой, то тогда ЕС будет стремительно терять позиции в мире.
Потому что заменить американский рынок в прежних объемах никто даже в теории не может.
Хотя фон дер Ляйен все-таки надеется на Юго-Восточную Азию, население которой составляет почти 700 миллионов человек.
«СП»: Возникает естественный вопрос — а партнерство это будет на паритетных началах? Или же европейцы будут вести себя, как белые господа…
— Действительно, за всю свою историю Европа никогда ни с кем на равных не разговаривала. Делали исключение для США. Да и то на американцев европейцы всегда смотрели немножко сверху, как взрослый и более цивилизованный отец, смотрит на маленького, еще не сформировавшегося ребенка. Но сейчас ЕС переживает некую трансформацию в том, что касается и практики дипломатии, и осознания своих более скромных экономических возможностей.
К тому же государства Юго-Восточной Азии давно переболели болезнью «младшего брата». В конце 70-х годов, напомню, два видных азиатских политика — премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамад и мэр Токио Синтаро Исихара — совместно опубликовали манифест — «Азия может сказать „нет“», который всем в регионе понравился. Смысл в том, что Азия может сказать «нет» всем попыткам диктовать ей, как вести себя в торговле, в экономике, в вопросах безопасности.
Так что азиатские государства уже более полувека отучают европейцев и американцев разговаривать с ними свысока. И у фон дер Ляйен, я думаю, диктовать что-то не получится. Она просто попытается сохранить даже не экономические, а, скорее, торговые интересы европейских государств в мире. Особенно в Азии, поскольку там сейчас главный центр мирового развития.
«СП»: Премьер Испании Педро Санчес обвинил Евросоюз в двойных стандартах за противоречивость политики относительно санкций против России и Израиля. На какие процессы в ЕС это может указывать?
— На самом деле о двойных стандартах Брюсселя в свое время говорили англичане, последние лет говорят Венгрия и Словакия. Это означает только одно — импульс европейской интеграции, начавшийся 70 лет назад, закончился. В Европе мало верят в то, что Евросоюз в нынешнем виде сохранится.
Знаете, в Маастрихтском договоре, положившем начало Европейскому союзу, есть такая фраза — «…это союз, который с течением времени будет только укрепляться». Но вот с 2009 года — уже 16 лет — ЕС топчется на месте — никаких новых инициатив ни по расширению, ни по углублению интеграции. И, в общем, многие в Европе пожимают плечами, зачем отдавать больше 1% в бюджет ЕС, отдавать всю свою внешнюю торговлю, регулирование промышленной политики, сельского хозяйства, экологии и т. д.
Я думаю, что заявление испанского премьера как раз о том, что власть Еврокомиссии сокращается. И национальные государства хотели бы оставить себе часть полномочий. Как будет развиваться этот тренд дальше, посмотрим.